По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 04.03.2014 по делу N А45-24141/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 4.10 раздела 4, абзаца 2 пункта 4.8 Порядка подготовки правовых актов мэрии г. Новосибирска о предоставлении земельных участков для строительства на территории г. Новосибирска, утв. постановлением мэрии г. Новосибирска от 27.10.2010 N 3671>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 марта 2014 г. по делу № А45-24141/2013

Резолютивная часть решения объявлена 25 февраля 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено 04 марта 2014 г.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи Рубекиной И.А., судей Черновой О.В., Векшенкова Д.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания З., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МультиФлеш", (ОГРН 1095407008146, ИНН 5407064039, 630000, г. Новосибирск, ул. Ленина, 55- 72)
к мэрии города Новосибирска, г. Новосибирск
о признании нормативного правового акта частично недействующим, с участием прокуратуры Новосибирской области
при участии представителей сторон:
от заявителя - К. по доверенности от 30.10.2013 г., паспорт
от заинтересованного лица - В. по доверенности от 09.12.2013, служебное удостоверение
от прокуратуры Новосибирской области - Ямщикова В.С. по доверенности от 31.01.2014, служебное удостоверение
Общество с ограниченной ответственностью "МультиФлеш" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к мэрии города Новосибирска (далее - заинтересованное лицо) о признании недействующими:
- п. 4.10 раздела 4 Порядка подготовки правовых актов мэрии г. Новосибирска о предоставлении земельных участков для строительства на территории г. Новосибирска, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 27.10.2010 № 3671, в силу его несоответствия п. 2 ст. 24 Конституции РФ, ч. 3 ст. 8, ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации", ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2, п. 1, 2 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении допуска к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" по причине отсутствия в п. 4.10 раздела 4 Порядка норм об обязанности мэрии г. Новосибирска мотивировать отказ в предоставлении земельного участка или в размещении объекта фактическими обстоятельствами, явившимися причинами отказа;
- абзац 2 п. 4.8. Порядка подготовки правовых актов мэрии г. Новосибирска о предоставлении земельных участков для строительства на территории г. Новосибирска, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 27.10.2010 № 3671, в силу не соответствия ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" по причине установления нем более длительных сроков рассмотрения заявления о выборе земельного участка.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования с учетом уточнений, по основаниям, изложенным в заявлении, возражениях на отзыв и пояснений к заявленным требованиям.
Представитель заинтересованного лица с заявленными требованиями не согласился, по основаниям, изложенным в отзыве.
В порядке части 5 статьи 52 АПК РФ в дело вступил прокурор Новосибирской области, представил заключение, в котором предложил суду отказать в удовлетворении заявленных требований ООО "МультиФлеш" отказать.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд, установил следующие фактические обстоятельства. Мэрией города Новосибирска принято постановление от 27.10.2010 № 3671 "Об утверждении Порядка подготовки правовых актов мэрии города Новосибирска о предоставлении земельных участков для строительства на территории г. Новосибирска" (далее - оспариваемое постановление) Решением Совета депутатов города Новосибирска от 19.09.2007 № 687 официальным источником опубликования муниципальных правовых актов города Новосибирска определено печатное периодическое издание "Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска".
Согласно части 2 ст. 47 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В силу части 2 ст. 47 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" оспариваемое постановление мэрии было опубликовано в Бюллетене органов местного самоуправления города Новосибирска от 29.10.2010 № 85, все изменения, внесенные в него опубликованы в Бюллетене органов местного самоуправления города Новосибирска № 46 от 30.06.2012 № 64 от 31.08.2012 № 71 от 21.09.2012, № 104 от 27.12.2013).
Заявитель оспаривает п. 4.10, абз. 2 п. 4.8 Порядка подготовки правовых актов мэрии г. Новосибирска о предоставлении земельных участков для строительства на территории г. Новосибирска, утвержденного Постановлением мэрии города Новосибирска от 27.10.2010 № 3671 в последней редакции, с учетом Постановления мэрии города Новосибирска от 25.12.2013 № 12277 "О внесении изменений в Порядок подготовки правовых актов мэрии города Новосибирска о предоставлении земельных участков для строительства на территории города Новосибирска, утвержденный постановлением мэрии города Новосибирска от 27.10.2010 № 3671".
Раздел 4 оспариваемого постановления об утверждении Порядка подготовки правовых актов мэрии города Новосибирска о предоставлении земельных участков для строительства на территории г. Новосибирска устанавливает процедуру подготовки правовых актов мэрии г. Новосибирска при предоставлении земельных участков для строительства в соответствии со статьями 31, 32 ЗК РФ с предварительным согласованием места размещения объекта: в том числе определяет перечень документов, необходимых для предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, действия уполномоченных структурных подразделений мэрии в процессе обеспечения выбора земельного участка по заявлениям заинтересованных в получении земельных участков лиц, сроки их совершения, основания для принятия решений и т.д.
ООО "МультиФлеш" считая, что п. 4.10 раздела 4 Порядка подготовки правовых актов мэрии города Новосибирска о предоставлении земельных участков для строительства на территории г. Новосибирска (далее - Порядок) не соответствует п. 2 ст. 24 Конституции РФ, ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2, п. 1, 2 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее по тексту - Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ), ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2, п. 1, 2 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении допуска к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" по причине отсутствия в нем отсутствия обязанности мотивировать отказ в предоставлении земельного участка или в размещении объекта фактическими обстоятельствами, явившимися причинами отказа; абзац 2 п. 4.8 раздела 4 Порядка не соответствует ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ в части сроков рассмотрения заявления, обратилось в суд с настоящим заявлением. Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативно правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно ст. 43 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
В соответствии со ст. 78 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Арбитражный суд рассматривает заявления о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 2.4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов").
Оспариваемое обществом постановление является нормативным правовым актом, поскольку устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение. Данный нормативный акт принят заинтересованным лицом в рамках предоставленных ему полномочий в соответствии с нормами ЗК РФ, Уставом города.
Как следует из текста постановления мэрии города Новосибирска от 27.10.2010 № 3671 "Об утверждении Порядка подготовки правовых актов мэрии города Новосибирска о предоставлении земельных участков для строительства на территории города Новосибирска", оно принято в целях совершенствования процедуры подготовки правовых актов мэрии города Новосибирска о предоставлении земельных участков для строительства на территории города Новосибирска, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, статьей 38 Устава города Новосибирска.
На основании части 3 ст. 42 Устава г. Новосибирска в целях решения вопросов местного значения мэрия г. Новосибирска владеет, пользуется и распоряжается земельными участками, водными объектами, лесными участками, находящимися в муниципальной собственности города Новосибирска.
Согласно пунктам 1, 2 и 6 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Статья 30 ЗК РФ устанавливает порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В силу пункта 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
При рассмотрении заявлений о выборе земельного участка, в том числе, с предварительным согласованием места размещения объекта, мэрия г. Новосибирска руководствуется принятым Порядком подготовки правовых актов мэрии г. Новосибирска о предоставлении земельных участков для строительства на территории г. Новосибирска, утвержденного Постановлением мэрии города Новосибирска от 27.10.2010 № 3671 (далее - Порядок).
Раздел 4 оспариваемого постановления подготовлен в соответствии с положениями ЗК РФ и определяет порядок подготовки правовых актов мэрии в рамках предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
В соответствии с подпунктом 4.5 Порядка подготовки правовых актов мэрии города Новосибирска о предоставлении земельных участков для строительства на территории города, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 27.10.2010 № 3671, ГУАиГ в течение тридцати рабочих дней со дня поступления заявления обеспечивает подготовку и направляет на рассмотрение комиссии справку-обоснование, в которой указывается вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с Генеральным планом города Новосибирска, Правилами землепользования и застройки города Новосибирска, проектами планировки территории, наличие (отсутствие) препятствий к последующему формированию и освоению земельного участка с учетом данных государственного кадастра недвижимости, экологических и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах.
Следовательно, исходя из вышеназванных норм, уполномоченный орган имеет право отказать заинтересованному лицу в принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта и, соответственно, в принятии решении о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием объекта в случае, если испрашиваемый земельный участок подлежит предоставлению без предварительного согласования места размещения объекта, то есть на торгах (конкурсах, аукционах), а также в случае, если предполагаемое на испрашиваемом земельном участке строительство противоречит экологическим, градостроительным и иным условиям использования соответствующей территории.
В силу п. 4.10 Порядка подготовки правовых актов мэрии г. Новосибирска о предоставлении земельных участков для строительства на территории города Новосибирска Решение комиссии об отказе в размещении объекта является основанием для подготовки ГУАиГ проекта постановления мэрии города Новосибирска об отказе в размещении объекта. Подготовка проекта постановления мэрии города Новосибирска об отказе в размещении объекта осуществляется в течение десяти дней со дня принятия комиссией решения. Проект постановления мэрии города Новосибирска об отказе в размещении объекта подлежит согласованию с руководителями следующих структурных подразделений мэрии города Новосибирска: ГУАиГ - в течение двух дней; управления нормативно-правовой работы мэрии города Новосибирска - в течение трех дней; комитета распорядительных документов мэрии города Новосибирска - в течение четырех дней. Решение комиссии об отказе в размещении объекта является основанием для подготовки Главным управлением архитектуры и градостроительства мэрии г. Новосибирска проекта постановления мэрии г. Новосибирска об отказе в размещении объекта.
Пунктом 4.9 Порядка подготовки правовых актов мэрии г. Новосибирска о предоставлении земельных участков для строительства на территории г Новосибирска установлены случаи отказа в размещении объекта.
Указанный в 4.9 Порядка перечень оснований для отказа в размещении объекта является конкретным и исчерпывающим.
Принимая во внимание вышеуказанное, суд, приходит к выводу о том, что в оспариваемом пункте 4.10, не усматривается отсутствие и неопределенность оснований принятия решения.
Как указывает заинтересованное лицо, положений, устанавливающих обязанность органа местного самоуправления сообщать заявителю конкретные причины отказа в самом решении об отказе в размещении объекта, в ЗК РФ не содержится. Обязательная форма такого отказа также ЗК РФ не предусмотрена.
В обоснование своих требований заявитель указывает, на то, что отсутствие в оспариваемом пункте 4.10 норм об обязанности мэрии г. Новосибирска мотивировать отказ в предоставлении земельного участка или в размещении объекта, фактическими обстоятельствами, явившимися причинами отказа, лицу, заинтересованному в выборе земельного участка, в данном случае ООО "МультиФлеш" препятствует реализации права общества на обращение в суд, о фактических основаниях отказа ему становится известно в судебных заседаниях после обращения в суд. При этом заявитель ссылается на то, что в производстве арбитражного суда Новосибирской области с 2011 по 2013 год находилось семь дел по заявлениям ООО "МультиФлеш" к мэрии г. Новосибирска об оспаривании ненормативных актов мэрии (постановлений мэрии) об отказе ООО "МультиФлеш" в выборе земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта (А45-7001/2011; А45-8584/2011; А45-23181/2012; А45-22770/2011; А45-7953/2013; А45-14958/2013), по которым приняты различные судебные акты.
Суд находит указанные доводы заявителя о нарушении его прав оспариваемым пунктом Порядка несостоятельными.
Как указал заявитель, все отказы в предоставлении земельных участков как ненормативные правовые акты были обжалованы в суд в установленном порядке им и приняты вступившие в силу решения. Таким образом, по всем своим заявлениям заявитель реализовал права, в т.ч. при несогласии с отказом путем обращения за судебной защитой. Как следует из решений судов по рассмотренному делу № А45-22770/2011, доводы заявителя о не разъяснении ему фактических причин отказа были положены в основу требования о признании незаконным отказов мэрии и данным доводам, судами, по всем делам была дана соответствующая правовая оценка. Решения судов по делам с участием заявителя об оспаривании ненормативных правовых актов мэрии, а также вопросы нарушения прав иных юридических лиц в получении информации не являются предметом разбирательства по настоящему делу, в связи с чем, не могут являться предметом оценки.
Из материалов дела следует, что в представленных заявителем постановлениях об отказе ООО "МультиФлеш" в размещении объекта (постановление мэрии № 8873 от 23.09.2001 № 1647 от 21.03.2013) имеется ссылка на правовые акты, согласно которым органом местного самоуправления принято определенное решение, а также указаны пункты протокола решения комиссии.
Ссылка заявителя на то, что о конкретных причинах отказа он по некоторым своим заявлениям узнал только в суде при оспаривании отказа, не является основанием для признания п. 4.10 Порядке недействующим. Ссылки на судебные акты и отказы мэрии в отношении иных лиц юридических лиц - ООО "Эверест", ООО "Гефест" и др., а не заявителя не свидетельствуют о несоответствии оспариваемого пункта 4.10 порядка действующему законодательству и нарушении им прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Кроме того, в соответствии с Положением о Комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска, утвержденным постановлением мэра от 04 августа 2003 г. № 1964, результаты рассмотрения и решения комиссии, в том числе и об отказе в размещении объекта, оформляются протоколом заседания, который подписывается председательствующим и секретарем.
На основании положений ст. 29, 24 Конституции РФ, ФЗ № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" (далее - Закон об информации), ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" любое заинтересованное лицо, вправе обратиться с заявлением об ознакомлении с протоколом заседания, т.е. получить дополнительную информацию о причинах отказа в размещении объекта.
Правовые отношения, возникающие при осуществлении права на получение информации, регулируются пунктом 1 части 1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
В силу положений статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, возникает в случае, когда информация непосредственно касается прав и обязанностей обратившегося за такой информацией лица.
Право на обжалование в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд решений и действий (бездействия) органов публичной власти, общественных объединений, должностных лиц, нарушающих право на доступ к информации, предусмотрено частью 6 статьи 8 названного Закона.
В силу части 3 статьи 8 Закона об информации организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.
Частями 1, 2 статьи 9 Закона об информации предусмотрено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Согласно части 4 статьи 9 Закона об информации федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Закон № 8-ФЗ) действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона № 8-ФЗ информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Согласно Федеральному закону "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" доступ пользователей к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается посредством ее обнародования (опубликования) в средствах массовой информации (статья 12), размещения в сети Интернет (статьи 13 и 14), присутствия граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц) и общественных объединений, на заседаниях, проводимых коллегиальными государственными органами и коллегиальными органами местного самоуправления (статья 15), размещения такой информации в помещениях, занимаемых этими органами, и иных отведенных для этих целей местах (статья 16), предоставления возможности ознакомления с ней в соответствующих государственных и муниципальных учреждениях, а также через библиотечные и архивные фонды (статья 17), обращения с запросом в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 18), другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами (пункт 7 статьи 6).
Порядок предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу определен в статье 19 названного Федерального закона.
Согласно статьи 4 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются, в частности, открытость и доступность информации (п. 1), достоверность информации и своевременность ее предоставления (п. 2); свобода поиска, получения, передачи и распространения информации любым законным способом.
В статье 6 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ также перечислены способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Обязанность мэрии предоставлять информацию о своей деятельности установлена как нормами Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ, а так и постановлением мэрии города Новосибирска от 02.08.2010 № 252 "Об утверждении Регламента мэрии города Новосибирска". Согласно п. 11.3.3 Регламента мэрии города Новосибирска резолюции на запросах о предоставлении информации о деятельности мэрии подлежат рассмотрению в тридцатидневный срок со дня их регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Таким образом, в целях получения информации о причинах отказа в размещении объекта ООО "МультиФлеш" могло обратиться в мэрию города Новосибирска с соответствующим обращением.
Доводы заявителя о том, что оспариваемое постановление в части п. 4.10 не соответствует ч. 3 ст. 8, 9 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации), ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2, п. 1, 2 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении допуска к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" суд находит несостоятельными, поскольку оспариваемый пункт 4.10 Порядка никоим образом прямо не ограничивает доступ заявителя к какой-либо информации, касающейся его и не препятствует получению информации различными установленными законом способами, в связи с чем не нарушает прав заявителя в предпринимательской деятельности.
Заявитель не доказал, что, оспариваемый п. 4.10 Порядка препятствует доступу к информации, ознакомлению его с документами и материалами по направленным заявлениям и полученным в ответ на них решениям. По всем указываемым Обществом заявлениям мэрией были даны ответы об отказе в размещении объектов, которые явились предметом рассмотрения арбитражными судами в порядке гл. 24 АПК РФ. Также заявитель не обосновал наличие прямой причинной связи между принятым нормативным актом в оспариваемой части (4.10) и наступившими, по его мнению, негативными для заявителя последствиями в виде необходимости обращаться с обжалованием отказов в суд в порядке гл. 24 АПК РФ.
При этом заявленное указанное требование обусловлено отсутствием положений, обязывающих орган местного самоуправления сообщать конкретные причины отказа в размещении объекта. В данном случае положения Главы 23 АПК РФ не предполагают возможность признания нормативных актов недействующими в силу отсутствия в них каких-либо положений. Удовлетворение подобных требований не приведет к восстановлению прав заявителя, которые он считает нарушенными.
Положение, содержащееся в части 4 статьи 194 АПК РФ, определяет пределы проверки нормативного правового акта. Осуществляя проверку нормативного правового акта, арбитражный суд должен установить, соответствует ли этот акт или отдельные его положения федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Полномочиями по проверке нормативного правового акта на соответствие Конституции Российской Федерации арбитражные суды не наделены, в отличие от Конституционного суда РФ, в связи с чем п. 4.10 названного Порядка на соответствие нормам п. 2 ст. 24 Конституции РФ не проверяется.
Также заявителем заявлено требование о признании недействующим п. 4.8 Порядка подготовки правовых актов мэрии города Новосибирска о предоставлении земельных участков для строительства на территории г. Новосибирска, утвержденного оспариваемым постановлением, в части сроков рассмотрения заявления ч. 1 ст. 12 ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан" (далее - ФЗ № 59-ФЗ).
По мнению заявителя, ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", имеющего большую юридическую силу, устанавливает иные сроки рассмотрения обращения граждан, чем указано в оспариваемом абзаце 2 п. 4.8 Порядка, чем нарушаются права заявителя.
Заинтересованное лицо, указывая на наличие в абз. 2 п. 4.8 нормы о том, что решение комиссии принимается не позднее 51 дня со дня поступления заинтересованного лица, объясняет это трудоемкостью рассматриваемого вопроса, большим интервалом между заседаниями Комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска, 5-дневные сроки для направления запросов в МУП "Горводоканал" и т.д.
По мнению заявителя, указанные мэрией обстоятельства не имеют значение, поскольку не являются основанием для установления более долгих сроков для рассмотрения обращений о выборе земельных участков, чем установлены ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и отсутствуют объективные причины назначать заседания Комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска чаще или сократить сроки направления запросов в различные департаменты мэрии или муниципальные учреждения.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" указанным Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
При этом в силу части 2 этой статьи установленный этим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Учитывая положения статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, наличие у мэрии г. Новосибирска полномочий собственника в отношении истребуемых земельных участков после получения заявлений Общества возникла предусмотренная пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность по его рассмотрению и принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта по утверждению акта о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, либо об отказе в размещении объекта.
Порядок рассмотрения заявлений заинтересованных лиц, касающихся предоставления земельных участков, определен в Земельном кодексе Российской Федерации, в области земельных правоотношений имеется закон, содержащий в себе специальные нормы, регламентирующие порядок рассмотрения обращений именно в сфере земельных отношений. Статьи 30 и 31 ЗК РФ не содержат норм, устанавливающих сроки рассмотрения заявлений юридических лиц о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта органом местного самоуправления.
При этом объем необходимой информации для оформления конкретного вида права (аренда, собственность) на земельный участок и процедура ее получения определяется с учетом тех правовых норм земельного законодательства, которые подлежат применению в конкретном случае. Относительно сроков рассмотрения заявлений о
Согласно ч. 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон № 59-ФЗ) письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
На основании ч. 2 указанной статьи, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
В обоснование нарушения своих прав заявитель ссылается на то, что обращение ООО "МультиФлеш" о выборе земельного участка № 51212-з; поступило в мэрию 05.12.2012 г., а постановление мэрии об отказе в размещении объекта № 1647 было вынесено лишь 21.02.2013 г., т.е. заявление общества рассматривалось 76 дней. Указанное нарушение, по мнению заявителя, стало возможным по причине наличия в абзаце 2 п. 4.8. раздела 4 Порядка более длительных сроков рассмотрения заявления о выборе земельного участка, что создает препятствия обществу для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проверив данный довод заявителя, суд считает его подлежащим отклонению, поскольку по заявлению Общества мэрией принято соответствующее решение в виде постановления от 21.02.2013 года № 1647 21.02.2013. Постановление от 21.02.2013 года № 1647 не является предметом рассмотрения по настоящему делу, его законность была предметом судебного разбирательства по делу № А45-7953/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МультиФлеш" к мэрии города Новосибирска о признании недействительным постановления от 21.02.2013 года № 1647 (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2013 по делу № А45-7953/2013). По делу № А45-7953/2013 постановление мэрии г. Новосибирска от 21.02.2013 года № 1647 признано судом законным и не нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В случае нарушения установленных сроков по конкретным его обращениям, заявитель вправе в порядке ст. 15, 16 Закона 59-ФЗ обратиться с требованием о привлечении виновных лиц к ответственности, возмещения убытков, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения.
Статьей 32 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В силу универсальной позиции законодательства и правового равенства, закрепленного Конституцией Российской Федерации с учетом соблюдения частных и публичных интересов, указанные положения законодательства распространяются и на обращения в органы местного самоуправления юридических лиц.
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2004 № 213-О общественные объединения ...создаются гражданами на основании статьи 30 (часть 1) Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на объединение, для совместной реализации конституционных прав, таких как право на свободный поиск, получение, передачу, производство, распространение информации любым законным способом, право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 29, часть 4; статья 33 и статья 45 часть 2 Конституции Российской Федерации). Названные права по своей природе могут принадлежать как гражданам (физическим лицам), так и их объединениям (юридическим лицам)...".
Таким образом, с учетом изложенной позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормы статей 1, 10, 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" относятся к обращениям юридического лица в органы местного самоуправления.
Доказательств того, что именно установленным абзацем 2 п. 4.8 оспариваемого Порядка сроком каким-либо образом нарушены права заявителя в сфере предпринимательской деятельности суду не представлено. Само по себе наличие данного срока в оспариваемом пункте Порядка не нарушило права заявителя. Доказательств того, что удовлетворение требований заявителя приведет к восстановлению прав, которые заявитель считает нарушенными, суду не представлено.
В данном случае абзац 2 п. 4.8 Порядка оспариваемый заявителем срок, определенный мэрией с учетом специфики рассматриваемого вопроса, связанного с предоставлением участка для строительства и необходимости производства и получения мэрией различных согласований, осмотров, не нарушает прав заявителя в предпринимательской деятельности, нормы ФЗ № 59-ФЗ, как и нормы ЗК РФ позволяют защитить права заявителя в каждом конкретном случае нарушения, заявитель в случае не рассмотрения его конкретного заявления, вправе обратиться за судебной защитой в рамках гл. 24 АПК РФ.
Возражая против удовлетворения требований, мэрия также указывает, на то, что в данном случае имеются основания для прекращения производства по делу, оспариваемые пункты постановления и указанные заявителем доводы, уже являлись предметом судебного разбирательства.
В 2011 году прокурор города Новосибирска обращался в суд с заявлением к мэрии города Новосибирска с требованиями о внесении изменений в оспариваемое постановление, дополнив его обязанностью органа местного самоуправления письменно информировать о причинах отказа в предоставлении ему земельного участка для строительства на территории города Новосибирска.
11.11.2011 решением Центрального районного суда города Новосибирска по делу № 2-4504/2011 в удовлетворении требований прокурора отказано. Судом проанализирован Порядок подготовки правовых актов мэрии г. Новосибирска и сделаны выводы о соответствии вышеназванного Порядка нормам действующего законодательства, нормам ФЗ № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации; ФЗ № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения граждан Российской Федерации", а также ст. 15 ЗК РФ.
15.04.2011 кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда решение Центрального суда города Новосибирска от 11.11.2011 оставлено без изменения.
В силу ч. 7 ст. 194 АПК РФ в случае, если имеется вступившее в законную силу решение арбитражного суда или суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному делу, проверившего по тем же основаниям соответствие оспариваемого акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, арбитражный суд прекращает производство по делу.
Возражая против прекращения дела в порядке ч. 7 ст. 194 АПК РФ заявитель ссылается на то, требования прокурора города Новосибирска по названному делу, рассмотренному судом общей юрисдикции были заявлены о внесении изменений в вышеназванный Порядок, судом общей юрисдикции не исследовался вопрос несоответствия оспариваемых им пунктов Порядка следующим нормативно-правовым актам: ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2, п. 1, 2 ст. 4 ФЗ от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", ч. 3 ст. 8, ст. 9 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", которые, заявлены в качестве материально-правового основания требований ООО "МультиФлеш".
Учитывая, что, заявителем по настоящему делу указывается на противоречие отдельных положений нормативного правового акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, на соответствие которому проверка такого акта ранее не осуществлялась (нормам ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2, п. 1, 2 ст. 4 ФЗ от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", суд не усматривает оснований для прекращения производства по делу.
Согласно п. 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" при обращении с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим, в случае если имеется вступившее в законную силу решение арбитражного суда или суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному делу об оспаривании этого акта, арбитражный суд рассматривает такое заявление по существу, если в нем указаны основания, по которым этот нормативный правовой акт или его отдельные положения ранее не могли быть проверены судом (например, изменение законодательства, на соответствие которому осуществлялась проверка оспариваемого нормативного правового акта или его отдельных положений), а также если заявителем указывается на противоречие оспариваемого нормативного правового акта или его отдельных положений иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, на соответствие которому проверка такого акта ранее не осуществлялась.
Вместе с тем, поскольку полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, по смыслу положений частей 4 и 5 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта проверяются арбитражным судом, в том числе и при отсутствии указания на это в заявлении о признании нормативного правового акта недействующим (пункт 6.1 настоящего постановления), такое обстоятельство не исследуется вновь при повторном рассмотрении дела об оспаривании этого же нормативного правового акта.
Таким образом, установив в данном случае, что оспариваемые заявителем пункты нормативного акта соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают прав заявителя, суд в соответствии со статьей 195 АПК РФ принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Госпошлина относится в порядке ст. 110 АПК на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Отказать в удовлетворении требований ООО "МультиФлеш".
Признать соответствующим Федеральному закону от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации", Федеральному закону от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении допуска к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" пункт 4.10 раздела 4 Порядка подготовки правовых актов мэрии г. Новосибирска о предоставлении земельных участков для строительства на территории г. Новосибирска, утвержденного Постановлением мэрии города Новосибирска от 27.10.2010 № 3671,
Признать соответствующим Федеральному закону от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" абзац 2 пункта 4.8. Порядка подготовки правовых актов мэрии г. Новосибирска о предоставлении земельных участков для строительства на территории г. Новосибирска, утвержденного Постановлением мэрии города Новосибирска от 27.10.2010 № 3671.
Решение суда вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий судья
И.А.РУБЕКИНА

Судьи
О.В.ЧЕРНОВА
Д.В.ВЕКШЕНКОВ


------------------------------------------------------------------