Решение Новосибирского областного суда от 13.03.2014 по делу N 3-7/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим приказа департамента по тарифам Новосибирской области от 13.12.2013 N 338-ЭЭ "Об установлении тарифов на тепловую энергию , поставляемую Открытым акционерным обществом "Сибирская энергетическая компания" потребителям Новосибирской области, на 2014 год">
НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 марта 2014 г. по делу № 3-7/2014
Новосибирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Решетниковой Т.М.
при секретаре Семенниковой А.В.
с участием:
прокуроров отдела прокуратуры Новосибирской области Еськовой Ю.С., Комиссаровой О.П.
представителя департамента по тарифам Новосибирской области В.Ю.С.
представителей ОАО "Сибирская энергетическая компания" Е.А.В., С.Е.О., Б.А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Новосибирской области о признании недействующим приказа департамента по тарифам Новосибирской области от 13 декабря 2013 года № 338-ЭЭ "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую Открытым акционерным обществом "Сибирская энергетическая компания" потребителям Новосибирской области, на 2014 год",
установил:
департаментом по тарифам Новосибирской области 13 декабря 2013 г. принят приказ № 338-ЭЭ "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую Открытым акционерным обществом "Сибирская энергетическая компания" потребителям Новосибирской области, на 2014 год" (л.д. 13-15 т. 1).
Приказ опубликован 20 декабря 2013 г. на официальном сайте Правительства Новосибирской области http://www.adm.nso.ru в соответствии с частью 2 статьи 26 Закона Новосибирской области от 25.12.2006 г. № 80-ОЗ "О нормативных правовых актах Новосибирской области".
Приказом установлен тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую ОАО "Сибирская энергетическая компания" потребителям Новосибирской области, с календарной разбивкой по полугодиям, согласно приложения № 1 и тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источников тепловой энергии ОАО "Сибирская энергетическая компания" с календарной разбивкой по полугодиям согласно приложению № 2. Тарифы, установленные приказом, действуют с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года.
Прокурор Новосибирской области обратился в суд с заявлением о признании приказа департамента по тарифам Новосибирской области от 13 декабря 2013 года № 338-ЭЭ "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую Открытым акционерным обществом "Сибирская энергетическая компания" потребителям Новосибирской области, на 2014 год" противоречащим пункту 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. № 1075, пунктам 9, 33, 44 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, пунктам 10, 12 Методических указаний, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, пункту 21 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 15.02.2011 № 47, и недействующим с момента принятия.
В обосновании своих требований прокурор указал, что департамент установил тарифы на тепловую энергию, поставляемую ОАО "СИБЭКО" потребителям Новосибирской области на 2014 год с нарушением предусмотренного федеральным законодательством порядка ценообразования в сфере теплоснабжения, включив в необходимую валовую выручку (НВВ) экономически необоснованные расходы регулируемой организации, в том числе выявленные по итогам предыдущих расчетных периодов.
Департамент по тарифам неправомерно включил в НВВ ОАО "СИБЭКО" для расчета тарифа на тепловую энергию затраты ОАО "СИБЭКО" по оплате услуг банков по приему платежей на тепловую энергию и горячую воду.
Деятельность по приему платежей за коммунальные услуги и перечислению их в ресурсосберегающую организацию является стандартом деятельности УК, ТСЖ по управлению многоквартирными домами (МКД) и принятой обязанностью УК по заключению договора управления. Деятельность по управлению МКД департаментом по тарифам Новосибирской области не регулируется, в связи с чем расходы по нерегулируемому виду деятельности при установлении тарифа на тепловую энергию не учитываются в соответствии с пунктом 9 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 г. № 1075.
Расходы, связанные с деятельность по управлению МКД, входят в структуру платы граждан за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой устанавливается собственниками помещений МКД самостоятельно решением общего собрания и департаментом по тарифам не регулируются.
Предъявленные ОАО "СИБЭКО" для включения в тариф расходы по договорам с банками включают оплату банкам по информационному и технологическому взаимодействию, в том числе по обеспечению работоспособности информационных каналов связи, обработке информации о платежах за коммунальные услуги, выдаче потребителю платежных документов отдельно за тепловую энергию, горячую воду по установленной форме, хранению информации об этих платежах в течение 3-х лет, сбору платежей через привлеченных третьих лиц, что запрещено пунктом 10 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э.
Сумма затрат ОАО "СИБЭКО" на оплату услуг банкам, включенная в тариф, неправомерно включает сумму выплат вознаграждения управляющим компаниям (ООО "УК" ЖКХ-Гарант и другим), привлеченным к приему платежей за тепловую энергию и горячую воду. Затраты на оплату услуг банков по приему платежей рассчитаны департаментом по тарифам из среднего процента по договорам с банками - 1,05% от суммы платежа граждан за коммунальные услуги, при этом 0,65% получают по этим договорам агенты, привлеченные банками к приему платежей. Оплата ресурсоснабжающей организацией за счет тарифных источников агентского вознаграждения УК, ТСЖ за услуги по сбору и перечислению платежей граждан за коммунальные услуги не предусмотрена законодательством Российской Федерации и условиями договоров энергоснабжения, и не относится к видам расходов, которые включаются в НВВ регулируемой организации при расчете тарифа на тепловую энергию.
Расходы ОАО "СИБЭКО" неправомерно включают оплату услуг банков по прямому перечислению платежей граждан за горячее водоснабжение на общедомовые нужды на расчетный счет ОАО "СИБЭКО", что запрещено частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ.
Включение департаментом по тарифам в расчет тарифа на тепловую энергию затрат на услуги банков по приему платежей от населения повлекло неправомерное включение этих затрат ОАО "СИБЭКО" в тариф на горячую воду.
Включение в тариф на тепловую энергию затрат ОАО "СИБЭКО" на оплату услуг банков по приему платежей от населения одновременно влечет включение в расчет тарифа на горячую воду для ОАО "СИБЭКО" всех затрат на оплату банковских услуг по приему платежей по двум коммунальным услугам: отопление и горячее водоснабжение, и нарушает запрет, установленный пунктом 21 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 15 февраля 2011 г. № 47.
Прокурор указывает в заявлении, что без отмены тарифа на тепловую энергию, утвержденного приказом № 338-ЭЭ, невозможно исключить необоснованные затраты по оплате банковских услуг из расчета тарифа на горячую воду, который применяется для начисления населению платы за горячее водоснабжение в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354.
Также прокурор считает, что департамент по тарифам в нарушении установленного порядка ценообразования в сфере теплоснабжения необоснованно включил в НВВ ОАО "СИБЭКО" расходы по оплате арендных платежей по договору аренды № 30315 от 24 января 2003 г. земельного участка по ул. Большая, 256а в г. Новосибирске в размере 724,3 тыс. руб. (в тарифе на 2014 г. - 226,7 тыс. руб., на 2013 г. - 276,2 тыс. руб., на 2012 г. - 221,4 тыс. руб.), так как на участке расположено 2 здания: одно с нежилыми помещениями, второе - с автомобильной стоянкой, используемой в том числе для хранения личных автомобилей, а также комплекс из пяти совмещенных между собой гаражей. Работники ОАО "СИБЭКО" на участке и в помещениях отсутствуют. Участок и расположенные на нем строения не задействованы в производстве тепловой энергии и горячей воды ОАО "СИБЭКО", а используются иными юридическими лицами для осуществления хозяйственной деятельности. Здания переданы ОАО "СИБЭКО" в аренду ЗАО "АТП" по договорам от 01.06.2005 № 3509, от 01.10.2011 № 66, которое сдает помещения в субаренду ЗАО "ПРИ", ООО "ДиалогСтрой", ООО "ТД "Шенли", ООО "ТК "Логист Проект".
Неисполнение департаментом по тарифам предусмотренной пунктом 12 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 г. № 760-э, обязанности по исключению экономически необоснованных расходов ОАО "СИБЭКО" из состава НВВ регулируемой организации планируемой на 2014 год, а также выявленных в предыдущие расчетные периоды 232,8 млн. руб. по оплате услуг банков по приему платежей граждан за тепловую энергию и горячую воду и 724,3 тыс. руб. по оплате арендных платежей за земельный участок, использование которого не связано с производством тепловой энергии, повлекло экономически необоснованный расчет тарифов на тепловую энергию для ОАО "СИБЭКО" на 2014 год, утвержденный приказом департамента по тарифам от 13.12.2013 г. № 338-ЭЭ.
Оспариваемый приказ применяется в период с 01 января по 31 декабря 2014 года при расчете платы за коммунальные услуги (отопления и горячего водоснабжения) неопределенному кругу потребителей 7053 МКД, из которых 7034 МКД (99,7%) находятся в управлении УК, ТСЖ, 19 МКД (0,3%) собственники помещений осуществляют непосредственное управление. 1038 МКД УК, ТСЖ самостоятельно осуществляют прием и перечисление полученных от граждан платежей за тепловую энергию и горячую воду в пользу ОАО "СИБЭКО" в установленном законом порядке за счет платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Применение тарифов на поставляемую ОАО "СИБЭКО" тепловую энергию, утвержденных приказом департамента по тарифам от 13.12.2013 г. № 338-ЭЭ, рассчитанных с нарушением установленного федеральным законодательством порядка ценообразования в сфере теплоснабжения, влечет нарушение прав неопределенного круга потребителей Новосибирской области на оплату коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения в размере, экономически необоснованном.
При рассмотрении дела прокуроры отдела прокуратуры Новосибирской области Еськова Ю.С. и Комиссарова О.П. доводы заявления поддержали в полном объеме (л.д. 54-58, 69-100 т. 2).
В предварительном судебном заседании в качестве заинтересованного лица к участию в деле было привлечено Открытое акционерное общество "Сибирская энергетическая компания" (ОАО "СИБЭКО") (л.д. 12-14 т. 2).
Представитель департамента по тарифам Новосибирской области В.Ю.С. представил в суд письменные возражения, в которых указывают, что оспариваемый прокурором Новосибирской области приказ № 338-ЭЭ от 13 декабря 2013 г. соответствует законодательству в сфере государственного регулирования тарифов на тепловую энергию и оснований для признания его недействующим не имеется (л.д. 20-28 т. 2).
В обосновании своих доводов представитель департамента по тарифам Новосибирской области указывает, что в нормативных актах, на которые прокурор ссылается в заявлении отсутствует запрет на включение в состав тарифа регулируемой организации расходов на оплату услуг банков по приему платежей за потребляемую тепловую энергию в составе представленных коммунальных услуг по отоплению и горячей воде. Оснований для проверки приказа № 338-ЭЭ на соответствие Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. № 47 не имеется, так как данные Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", утверждены органом, которые не регулирует тарифы в сфере теплоснабжения.
В отношении включения в НВВ расходов по договору аренды земельного участка по ул. Большая, 256а в г. Новосибирске, представитель департамента указал, что не располагали информацией, что здания переданы ОАО "СИБЭКО" в аренду, но при подтверждении данного обстоятельства, это не может являться основанием для признания приказа департамента недействующим, так как при подтверждении необоснованности данных расходов, в соответствии с пунктом 50 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075, данные расходы должны быть исключены из состава НВВ ОАО "СИБЭКО" на следующий период регулирования.
Представители ОАО "СИБЭКО" Е.А.В., С.Е.О., Б.А.И. при рассмотрении дела возражали против удовлетворения заявления прокурора Новосибирской области (л.д. 40-49, 69-100 т. 2)
В суд были представлены письменные возражения, в которых ОАО "СИБЭКО" считает, что включение в НВВ расходов на услуги банков не противоречит нормативным актам, на которые прокурор ссылается в заявлении. В отношении включения в НВВ расходов по аренде земельного участка, что было установлено в результате проверки прокуратурой в январе 2014 г., установлен специальный механизм обеспечения прав потребителей при выявлении факта необоснованности включения каких-либо расходов в тариф - пункт 12 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам 13 июня 2013 г. № 760-э; установление данного факта не является основанием для признания приказа № 338-ЭЭ недействующим.
Выслушав прокуроров отдела прокуратуры Новосибирской области Еськову Ю.С. и Комиссарову О.П., представителей департамента по тарифам Новосибирской области В.Ю.С., ОАО "СИБЭКО" Е.А.В., С.Е.О., Б.А.И. исследовав материалы дела, заслушав прения сторон, суд приходит к следующему.
Департамент по тарифам Новосибирской области является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность и нормативное правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и ценообразования.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также с определением полномочий органов государственной власти по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, прав и обязанностей потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении", иными нормативными правовыми актами.
Тарифы в сфере теплоснабжения представляют собой систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (пункт 23 статьи 2 Федерального закона № 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Статья 8 Федерального закона "О теплоснабжении" предусматривает 8 видов цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию, включая тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, является полномочием органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен, тарифов (часть 1 статьи 5, подпункт 1 части 2 статьи 5, часть 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ).
Согласно статьи 3 Федерального закона "О теплоснабжении" общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в том числе соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей (пункт 5); обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала (пункт 6); обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (пункт 7).
Часть 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ к основным принципам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения относит: обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.
Статья 10 Федерального закона "О теплоснабжении" определяет, что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (часть первая); срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации (часть 2).
Согласно Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 32 Закона).
Тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 9 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 г. № 1075 (действующим в редакции постановления от 07.10.2013 г. № 886) "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения определяют порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, предусмотренных Основами ценообразования.
Раздел 4 Правил определяет порядок открытия дел об установлении цен (тарифов), который в том числе включает перечень необходимых материалов, представляемых при предложении об установлении цен (тарифов); порядок проведения экспертизы предложений об установлении цен (тарифов); форму решения органа регулирования.
Согласно пункта 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 г. № 1075, определяют основные принципы и методы определения тарифов на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии и платы за подключение к системе теплоснабжения.
Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется органами регулирования, в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении", Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, Правилами регулирования цен (тарифов) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения (пункт 7 Основ ценообразования).
Согласно пункта 9 Основ, в случае, если регулируемая организация кроме регулируемых видов деятельности осуществляет нерегулируемые виды деятельности, расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельности и полученная в ходе их осуществления прибыль (убытки) не учитываются при установлении регулируемых цен (тарифов). Повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности не допускается. Органы регулирования в соответствии с методическими указаниями исключают из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) полученные в предыдущий период регулирования экономически необоснованные доходы регулируемых организаций.
Пункт 33 Основ определяет группы расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемых в необходимую валовую выручку: топливо; прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда и отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств и нематериальных активов; прочие расходы в соответствии с пунктом 44 настоящего документа.
Пункт 44 Основ ценообразования определяет, что в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются:
а) расходы по выполнению работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяемые исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с методическими указаниями;
б) расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам, заключенным со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, которые определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работы (услуг);
в) плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах предоставленных нормативов и (или) лимитов;
г) арендная плата, концессионная плата; лизинговые платежи;
д) расходы на служебные командировки;
6) расходы на обучение персонала;
ж) расходы на страхование производственных объектов, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль;
з) другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, в том числе налоговые платежи, определяемые в соответствии с методическими указаниями.
Приказом Федеральной службы по тарифам 13 июня 2013 г. № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Методические указания предназначены для использования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, для расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 2).
Пункт 10 Методических указаний устанавливает, что регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения регулируемыми организациями раздельного учета объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих видов деятельности:
а) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;
б) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии менее 25 МВт;
в) производство тепловой энергии (мощности) не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии;
г) производство теплоносителя;
д) передача тепловой энергии и теплоносителя;
е) сбыт тепловой энергии и теплоносителя;
ж) подключение к системе теплоснабжения;
з) поддержание резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии.
При установлении цен (тарифов) не допускается повторный учет одних и тех же расходов по различным регулируемым видам деятельности.
При установлении цен (тарифов) также не допускается учет расходов регулируемой организации на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, учитываемых в расходах за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491. Не допускается учет расходов на оплату услуг по изготовлению и рассылке платежных документов собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Согласно пункта 12 Методических указаний, в случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, органы регулирования обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 15 февраля 2011 г. № 47 утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, которые предназначены для использования органами регулирования (органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления в области государственного регулирования тарифов и надбавок), регулируемыми организациями для расчета с применением регулируемых тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
Согласно абзаца 4 пункта 21 Методических указаний не допускается включение в финансовые потребности регулируемой организации расходов на оплату услуг банков и иных организаций по приему платежей.
При рассмотрении дела установлено, что ОАО "СИБЭКО" обратилось в департамент по тарифам Новосибирской области с заявлением об установлении тарифа на тепловую энергию (мощность).
Департаментом по тарифам Новосибирской области по результатам рассмотрения представленных материалов подготовлено заключение, согласно которого при формировании необходимой валовой выручки (НВВ) для осуществления регулируемой деятельности ОАО "СИБЭКО" и расчете тарифов на производство тепловой энергии в режиме комбинированной выработке электрической и тепловой энергии, тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "СИБЭКО" потребителям на 2014 год, департаментом применен метод экономически обоснованных расходов (затрат) на основании подпункта "а" пункта 16, подпункта "в" пункта 17 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. № 1075 (л.д. 8-9 т. 1).
По представленным ОАО "СИБЭКО" материалам департаментом по тарифам произведен расчет по тарифам расходов на услуги банков по приему платежей от населения за тепловую энергию на 2014 г. (л.д. 15-16 т. 1).
Суд считает, что оснований для признания оспариваемого приказа № 338-ЭЭ противоречащим пункту 21 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 15 февраля 2011 г. № 47 не имеется.
Согласно пунктов 1 - 2 Методические указания разработаны в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 520 "Об основах ценообразования и порядок регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" и предназначены для использования органами регулирования (органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления в области государственного регулирования тарифов и надбавок), регулируемыми организациями для расчета с применением регулируемых тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
Понятия, используемые в Методических указаниях, соответствуют определениям, данным в Федеральном законе "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (пункт 3 Методических указаний).
Согласно пункта 1 статьи 2 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.
Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные приказом Министерства регионального развития РФ от 15 февраля 2011 г. № 47 не регулируют расчет регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и оснований для признания оспариваемого приказа департамента по тарифам Новосибирской области на соответствие данным Методическим указаниям не имеется.
Суд считает, что оспариваемый приказ № 338-ЭЭ не противоречит пункту 10 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Федеральной службой по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э.
Исходя из содержания договора, заключенного ОАО "СИБЭКО", как "заказчиком" и Акционерным коммерческим межрегиональным топливно-энергетическим банком "МЕЖТОПЭНЕРГОБАНК", как "исполнителем" № СИБ-03 от 30 декабря 2011 г., следует, что Банк обязуется оказывать услуги по организации переводов платежей через пункты осуществления переводов платежей третьих лиц в валюте Российской Федерации на расчетный счет заказчика, а именно: обработка платежных документов на перевод денежных средств в пользу заказчика, обеспечение формирования и направления реестров, консолидация платежей, подлежащих переводу, и их перечисление в пользу заказчика (пункт 2.1 договора) (л.д. 104-119 т. 1).
Согласно пункта 4.1 сторонами определен порядок расчета по договору.
Прокурором в суд в приложении к заявлению представлены копии актов оказанных услуг по вышеуказанному договору за период 2011, 2012, 2013 г. (л.д. 155-177 т. 1).
Суд считает, что предмет заключенного договора № СИБ-03 от 30 декабря 2011 г. и понесенные ОАО "СИБЭКО" расходы по оплате банковских услуг по предмету заключенного договора не относятся к расходам, которые предусмотрены пунктом 10 Методических рекомендаций, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 г. № 760-э и учет которых не допускается при установлении цен (тарифов).
Суд считает, что оснований у департамента по тарифам для исключения из НВВ ОАО "СИБЭКО" расходов на услуги банка по договору № СИБ-03 от 30.12.2011 г. за период 2012 и 2013 г. не было, так как оснований считать данные расходы необоснованными расходами организации, осуществляющей регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, в соответствии с пунктом 12 Методических рекомендаций, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 г. № 760-э, у департамента не имелось.
Согласно пункта 72 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06 августа 2004 г. № 20-э/2, действовавших на период 2012 и 2013 г. было установлено, что при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям тепловой энергии (мощности), учитываются расходы ЭСО (энергоснабжающая организация в части осуществления продажи потребителям произведенной и (или) купленной энергии) на производство (приобретение) и передачу тепловой энергии (мощности), а также расходы на сбыт тепловой энергии (мощности) потребителям.
Суд считает, что оспариваемый приказ департамента по тарифам № 338-ЭЭ не противоречит пункту 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и пунктам 9, 33, 44 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения".
ОАО "СИБЭКО" осуществляет регулируемую деятельность по теплоснабжению, включая сбыт тепловой энергии.
Пункт 33 Основ ценообразования включает в расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку - прочие расходы в соответствии с пунктом 44 (подпункт 8 пункта 33 Основ).
Подпункт "з" пункта 44 Основ ценообразования включает в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности - другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции.
Подпункт 15 пункта 24 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службой по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э. относит к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности - другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции.
Согласно пункта 143 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Федеральной службой по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э, при комплексном теплоснабжении, когда производство тепловой энергии (мощности), ее передача и сбыт производятся одним лицом, расчет тарифов на тепловую энергию (мощность) производится в соответствии с настоящей главой и главами IX.I и IX.II настоящий Методических указаний с использованием: при расчете одноставочных тарифов - совокупной необходимой валовой выручки регулируемой организации по производству тепловой энергии (мощности), ее передаче и сбыту.
Положения пунктов 6.3 и 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляют право собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в доме ТСЖ либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, а также собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы ТСЖ либо жилищные кооперативы или иной специализированной потребительский кооператив, вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации.
Суд считает, что оплата ОАО "СИБЭКО" банковских услуг по договору № СИБ-03 от 30 декабря 2011 г. не может быть отнесена к нерегулируемому виду деятельности регулируемой организации, при осуществлении которой расходы на осуществления нерегулируемого вида деятельности и полученная в ходе их осуществления прибыли (убытки) не учитываются при установлении регулируемых цен (тарифов), что предусмотрено пунктом 9 Основ ценообразования.
В отношении включения в НВВ для расчета тарифа на тепловую энергию (мощность) расходов по арендным платежам за земельный участок по ул. Большая, 256, а в г. Новосибирске суд считает, что предусмотрен иной способ защиты нарушенных прав неопределенного круга лиц.
Согласно абзаца 2 пункта 12 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э в случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, органы регулирования обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования.
В соответствии с пунктом 50 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 г. № 1075, по итогам расчетного периода регулирования орган регулирования исключает из необходимой валовой выручки регулируемой организации, используемой при установлении тарифов на следующий период регулирования, произведенные регулируемой организацией в течение расчетного периода за счет поступлений от регулируемой деятельности необоснованные расходы, выявленные на основании анализа представленные регулируемой организацией бухгалтерской и статистической отчетности (в том числе первичных документов бухгалтерского учета, раскрывающих порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности), а также договоров, актов выполненных работ и платежных документов, подтверждающих факт понесения расходов по этим договорам.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 13 декабря 2013 года № 338-ЭЭ "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую Открытым акционерным обществом "Сибирская энергетическая компания" потребителям Новосибирской области, на 2014 год", по основаниям указанным прокурором Новосибирской области не противоречит пункту 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. № 1075, пунктам 9, 33, 44 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, пунктам 10, 12 Методических указаний, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, пункту 21 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 15.02.2011 № 47.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
отказать в удовлетворении заявления прокурора Новосибирской области о признании недействующим приказа департамента по тарифам Новосибирской области от 13 декабря 2013 года № 338-ЭЭ "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую Открытым акционерным обществом "Сибирская энергетическая компания" потребителям Новосибирской области, на 2014 год".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судьи
Т.М.РЕШЕТНИКОВА
Е.А.ПИЛИПЕНКО
Решение в окончательной форме изготовлено 18 марта 2014 г.
------------------------------------------------------------------