Постановление администрации г. Тогучина Тогучинского района Новосибирской области от 16.04.2014 N 188 "Об утверждении Порядка проведения оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам"
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОГУЧИНА
ТОГУЧИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2014 г. № 188
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ПО МЕСТНЫМ НАЛОГАМ
В целях оптимизации налоговых льгот по земельному налогу с юридических и физических лиц и налогу на имущество физических лиц, в рамках реализации плана мероприятий по повышению роли имущественных налогов в формировании местных бюджетов Новосибирской области на 2014 - 2015 годы постановляет:
1. Установить обязательность проведения оценки предоставляемых и планируемых к предоставлению налоговых льгот по местным налогам на предмет их бюджетной, социальной и экономической эффективности.
2. Утвердить прилагаемый Порядок проведения оценки эффективности предоставляемых налоговых льгот по местным налогам.
3. Установить, что уполномоченным проводить оценку эффективности налоговых льгот является ведущий специалист по доходам.
4. Постановление опубликовать в периодическом печатном издании "Вестник города Тогучина".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава города Тогучина
С.И.ГОНЧАРОВ
Утвержден
постановлением
администрации города Тогучина
Тогучинского района
Новосибирской области
от 16.04.2014 № 188
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ПО МЕСТНЫМ НАЛОГАМ
1. Общие положения
1.1. Оценка эффективности предоставляемых налоговых льгот по местным налогам производится в целях обеспечения контроля результативности процесса предоставления налоговых льгот и их соответствия общественным интересам, повышения точности прогнозирования результатов предоставления налоговых льгот, обеспечения оптимального выбора объектов для предоставления финансовой поддержки в форме налоговых льгот, сокращения потерь бюджета поселения.
1.2. Порядок проведения оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам (далее - Порядок) определяет объекты предстоящей оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам, условия предоставления налоговых льгот, перечень и последовательность действий при проведении оценки эффективности налоговых льгот, а также требования к применению результатов оценки. Применение настоящего Порядка позволяет обеспечить регулярную оценку планируемых и фактических результатов предоставления налоговых льгот.
1.3. Настоящий Порядок распространяется на предоставленные, а также планируемые к предоставлению решениями Совета депутатов города Тогучина Тогучинского района Новосибирской области налоговые льготы по местным налогам (далее - налоговые льготы).
1.4. В настоящем Порядке используются следующие основные понятия и термины:
- налоговая льгота - предоставляемое отдельным категориям налогоплательщиков преимущество по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере;
- оценка эффективности - процедура сопоставления результатов предоставления налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков;
- бюджетная эффективность - оценка результатов экономической деятельности отдельных категорий налогоплательщиков, которым предоставлена налоговая льгота, с позиции влияния на доходы и расходы местного бюджета;
- социальная эффективность - оценка степени достижения социально значимого эффекта, направленного на повышение уровня жизни населения;
- экономическая эффективность - оценка показателей, отражающих динамику производственных и финансовых результатов деятельности тех категорий налогоплательщиков, которым предоставлена налоговая льгота, и (или) показателей, подтверждающих создание благоприятных условий развития социальной инфраструктуры и бизнеса.
Иные понятия и термины используются в значениях, определяемых Налоговым кодексом Российской Федерации.
2. Основные принципы и цели установления налоговых льгот
2.1. Установление налоговых льгот осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:
- налоговые льготы устанавливаются в пределах полномочий органов местного самоуправления, установленных федеральным законодательством;
- налоговые льготы устанавливаются отдельным категориям налогоплательщиков.
2.2. Основными целями предоставления налоговых льгот являются:
- оказание поддержки социально незащищенным категориям граждан;
- обеспечение экономической заинтересованности хозяйствующих субъектов в расширении приоритетных для поселения видов деятельности;
- стимулирование использования финансовых ресурсов, направляемых на создание, расширение и обновление производств и технологий по выпуску необходимой продукции (товаров, услуг) и реализацию программ социально-экономического развития поселения;
- создание необходимых экономических условий для развития инвестиционной и инновационной деятельности;
- оказание экономической поддержки организациям в решении приоритетных для поселения социальных задач.
3. Виды налоговых льгот и условия их предоставления
3.1. Налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам на основании решений Совета депутатов города Тогучина Тогучинского района Новосибирской области.
3.2. Налогоплательщикам могут устанавливаться следующие виды налоговых льгот:
- освобождение от уплаты налога (полное или частичное);
- утверждение дифференцированных ставок налога, снижение ставок налога;
- установление размера не облагаемой налогом суммы.
3.3. Налоговые льготы предоставляются в пределах сумм, подлежащих зачислению в бюджет поселения.
4. Порядок оценки эффективности налоговых льгот
4.1. Оценка эффективности производится по каждому местному налогу и в отношении каждой категории налогоплательщиков. Объектом оценки эффективности налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц являются экономические и социальные последствия предоставления налоговых льгот.
4.2. Оценка эффективности налоговых льгот производится по результатам отчетного финансового года по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным финансовым годом. Срок завершения оценки - до 1 сентября года, следующего за отчетным финансовым годом.
4.3. Источником информации для расчетов оценки эффективности налоговых льгот служат данные налоговой отчетности (в том числе информация о сумме исчисленных налогов в бюджет муниципального образования, сумме уплаченных налогов в бюджет муниципального образования, сумме задолженности по уплате налогов в бюджет муниципального образования), данные финансовой отчетности. В случае отсутствия необходимых сведений в налоговой и финансовой отчетности могут использоваться статистическая отчетность и иные виды информации, включая оценки экспертов.
4.4. Оценка эффективности налоговых льгот может включать в себя как оценку бюджетной, экономической и социальной эффективности, так и оценку только социальной эффективности в зависимости от категории налогоплательщиков:
- налогоплательщиков, финансируемых из местного бюджета (бюджетные и автономные казенные учреждения);
- налогоплательщиков - физических лиц;
- субъектов инвестиционной и инновационной деятельности;
- коммерческих организаций.
4.4.1. Оценка бюджетной эффективности предполагает оценку результатов экономической деятельности отдельных категорий налогоплательщиков, которым предоставлена налоговая льгота, с позиции влияния на доходы и расходы местного бюджета и может производиться различными способами.
По налогоплательщикам, финансируемым из местного бюджета, бюджетная эффективность налоговых льгот может рассматриваться как аналог бюджетного финансирования, поступающего в распоряжение налогоплательщика. При этом положительный эффект от предоставления налоговых льгот выражается в уменьшении бюджетного финансирования.
По налогу на имущество физических лиц бюджетная эффективность не определяется.
4.4.2. В качестве критерия социальной эффективности налоговых льгот для физических лиц может выступать сумма предоставляемых налоговых льгот налогоплательщикам, обратившимся в ОМСУ за предоставлением социальной помощи.
Для остальных категорий налогоплательщиков экономическая и социальная эффективность налоговых льгот - последствия введения налоговой льготы, определяемые показателями, отражающими динамику производственных и финансовых результатов деятельности тех категорий налогоплательщиков, которым предоставлена налоговая льгота, и (или) показателями, подтверждающими создание благоприятных условий развития социальной инфраструктуры и бизнеса, повышение социальной защищенности населения, формирование благоприятных условий жизнедеятельности для малообеспеченных граждан и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Экономическая и социальная эффективность для таких налогоплательщиков определяется показателями, характеризующими динамику социально-экономических показателей их деятельности:
увеличение средней заработной платы работников в сфере деятельности, на которую распространяется налоговая льгота;
создание новых рабочих мест в сфере деятельности, на которую распространяется налоговая льгота;
направление средств, высвободившихся в результате предоставления налоговых льгот, в полном объеме на собственное развитие;
улучшение условий труда работников в сфере деятельности, на которую распространяется налоговая льгота;
отчисления высвободившихся средств на социальные проекты, благотворительность, повышение экологической безопасности в расчете на одного работника и др.
4.5. При проведении оценки эффективности налоговых льгот уполномоченным органом используются следующие показатели:
- налогооблагаемая база по налогу на начало и конец отчетного периода;
- ставка налога;
- льготная ставка налога (при предоставлении льготы по пониженной ставке);
- сумма сокращения базы налога (при полном или частичном освобождении базы налога от налогообложения) за истекший период отчетного года;
- сумма начисленных налогов в бюджет поселения;
- сумма уплаченных налогов в бюджет поселения;
- сумма задолженности по уплате налогов в бюджет поселения.
4.6. Оценка эффективности налоговых льгот производится уполномоченным органом в 2 этапа.
4.7. На первом этапе производится инвентаризация предоставленных в соответствии с решениями Совета депутатов города Тогучина Тогучинского района Новосибирской области налоговых льгот.
По результатам инвентаризации составляется реестр предоставленных налоговых льгот. Ведение реестра осуществляется по форме согласно приложению к настоящему Порядку. При предоставлении новых налоговых льгот по местным налогам, отмене льгот или изменении содержания льготы в реестр вносятся соответствующие поправки.
4.8. На втором этапе определяются потери (суммы недополученных доходов) бюджета поселения, обусловленные предоставлением налоговых льгот.
4.9. Регулярность проведения оценки эффективности налоговых льгот обеспечивается постоянно действующей системой их мониторинга уполномоченным органом.
5. Применение результатов оценки
эффективности налоговых льгот
5.1. По результатам проведения оценки составляется аналитическая записка Главе города Тогучина Тогучинского района Новосибирской области.
5.2. Результаты оценки эффективности налоговых льгот используются для:
- разработки проекта бюджета поселения на очередной финансовый год и плановый период;
- своевременного принятия мер по отмене неэффективных налоговых льгот;
- введения новых видов налоговых льгот.
Приложение
к Порядку
проведения оценки эффективности
налоговых льгот по местным налогам
от ____________ № ____
РЕЕСТР
предоставленных налоговых льгот по состоянию
на "____" ______________ 20____ года
№ п/п
Наименование налога
Наименование льготной категории
Вид преференции (пониженная ставка/полное освобождение)
Объемы предоставленных льгот, тыс. рублей
Предложения по итогам оценки льгот (отменить/сохранить)
1
2
3
4
5
6
------------------------------------------------------------------