Постановление администрации Вишневского сельсовета Купинского района Новосибирской области от 21.04.2014 N 25 "Об утверждении Порядка и Методики оценки эффективности предоставленных налоговых льгот по местным налогам"
АДМИНИСТРАЦИЯ ВИШНЕВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА
КУПИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2014 г. № 25
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА И МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ (ПЛАНИРУЕМЫХ К ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ)
НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ПО МЕСТНЫМ НАЛОГАМ
Руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 1 ст. 64 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Уставом Вишневского сельсовета Купинского района Новосибирской области, в целях оптимизации налоговых льгот и повышения эффективности предоставления налоговых льгот по местным налогам и снижения уровня недополученных доходов бюджета, администрация Вишневского сельсовета постановляет:
1. Утвердить Порядок оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам согласно приложению № 1.
2. Утвердить Методику оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам согласно приложению № 2.
3. Установить обязательность проведения оценки предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот по местным налогам на предмет их бюджетной и социальной эффективности.
4. Установить, что органом, уполномоченным проводить оценку эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот по местным налогам, является администрация Вишневского сельсовета.
4.1. Специалисту 1 категории Барика В.В. обеспечить проведение оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам.
5. Опубликовать настоящее постановление в периодическом печатном издании администрации Вишневского сельсовета "Муниципальные ведомости".
6. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава Вишневского сельсовета
Л.Ф.ЛОГУНОВА
Приложение 1
к постановлению
администрации Вишневского сельсовета
от 21.04.2014 № 25
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ (ПЛАНИРУЕМЫХ
К ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ) НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ПО МЕСТНЫМ НАЛОГАМ
1. Общие положения
1.1. Оценка эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам производится в целях обеспечения контроля результативности процесса предоставления налоговых льгот и их соответствия общественным интересам, повышения точности прогнозирования результатов предоставления налоговых льгот, обеспечения оптимального выбора объектов для предоставления финансовой поддержки в форме налоговых льгот, сокращения потерь бюджета поселения.
1.2. Порядок проведения оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам (далее - Порядок) определяет объекты предстоящей оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам, условия предоставления налоговых льгот, перечень и последовательность действий при проведении оценки эффективности налоговых льгот, а также требования к применению результатов оценки. Применение настоящего Порядка позволяет обеспечить регулярную оценку планируемых и фактических результатов предоставления налоговых льгот.
1.3. Настоящий Порядок распространяется на предоставленные, а также планируемые к предоставлению решениями Совета депутатов Вишневского сельсовета Купинского района Новосибирской области налоговые льготы по местным налогам (далее - налоговые льготы).
1.4. В настоящем Порядке используются следующие основные понятия и термины:
- налоговая льгота - предоставляемое отдельным категориям налогоплательщиков преимущество по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере;
- оценка эффективности - процедура сопоставления результатов предоставления налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков;
- бюджетная эффективность - оценка результатов экономической деятельности отдельных категорий налогоплательщиков, которым предоставлена налоговая льгота, с позиции влияния на доходы и расходы местного бюджета;
- социальная эффективность - оценка степени достижения социально значимого эффекта, направленного на повышение уровня жизни населения;
- экономическая эффективность - оценка показателей, отражающих динамику производственных и финансовых результатов деятельности тех категорий налогоплательщиков, которым предоставлена налоговая льгота, и (или) показателей, подтверждающих создание благоприятных условий развития социальной инфраструктуры и бизнеса.
Иные понятия и термины используются в значениях, определяемых Налоговым кодексом Российской Федерации.
2. Основные принципы и цели установления налоговых льгот
2.1. Установление налоговых льгот осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:
- налоговые льготы устанавливаются в пределах полномочий органов местного самоуправления, установленных федеральным законодательством;
- налоговые льготы устанавливаются отдельным категориям налогоплательщиков.
2.2. Основными целями предоставления налоговых льгот являются:
- оказание поддержки социально незащищенным категориям граждан;
- обеспечение экономической заинтересованности хозяйствующих субъектов в расширении приоритетных для поселения видов деятельности;
- стимулирование использования финансовых ресурсов, направляемых на создание, расширение и обновление производств и технологий по выпуску необходимой продукции (товаров, услуг) и реализацию программ социально-экономического развития поселения;
- оказание экономической поддержки организациям в решении приоритетных для поселения социальных задач.
3. Виды налоговых льгот и условия их предоставления
3.1. Налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам на основании решений Совета депутатов Вишневского сельсовета Купинского района Новосибирской области.
3.2. Налогоплательщикам могут устанавливаться следующие виды налоговых льгот:
- освобождение от уплаты налога (полное или частичное);
- утверждение дифференцированных ставок налога, снижение ставок налога;
- установление размера не облагаемой налогом суммы.
3.3. Налоговые льготы предоставляются в пределах сумм, подлежащих зачислению в бюджет поселения.
4. Порядок оценки эффективности налоговых льгот
4.1. Оценка эффективности производится по каждому местному налогу и в отношении каждой категории налогоплательщиков. Объектом оценки эффективности налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц являются экономические и социальные последствия предоставления налоговых льгот.
4.2. Оценка эффективности налоговых льгот производится по результатам отчетного финансового года по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным финансовым годом. Срок завершения оценки - до 1 сентября года, следующего за отчетным финансовым годом.
4.3. Источником информации для расчетов оценки эффективности налоговых льгот служат данные налоговой отчетности (в том числе информации о сумме исчисленных налогов в бюджет муниципального образования, сумме уплаченных налогов в бюджет муниципального образования, сумме задолженности по уплате налогов в бюджет муниципального образования), данных финансовой отчетности. В случае отсутствия необходимых сведений в налоговой и финансовой отчетности могут использоваться статистическая отчетность и иные виды информации, включая оценки экспертов.
4.4. Оценка эффективности налоговых льгот может включать в себя как оценку бюджетной, экономической и социальной эффективности, так и оценку только социальной эффективности в зависимости от категории налогоплательщиков:
- налогоплательщиков, финансируемых из местного бюджета (бюджетные и автономные учреждения);
- налогоплательщиков - физических лиц.
4.4.1. Оценка бюджетной эффективности предполагает оценку результатов экономической деятельности отдельных категорий налогоплательщиков, которым предоставлена налоговая льгота, с позиции влияния на доходы и расходы местного бюджета и может производиться различными способами.
По налогоплательщикам, финансируемым из местного бюджета, бюджетная эффективность налоговых льгот может рассматриваться как аналог бюджетного финансирования, поступающего в распоряжение налогоплательщика. При этом положительный эффект от предоставления налоговых льгот выражается в уменьшении бюджетного финансирования.
По налогу на имущество физических лиц бюджетная эффективность не определяется.
4.4.2. В качестве критерия социальной эффективности налоговых льгот для физических лиц может выступать сумма предоставляемых налоговых льгот налогоплательщикам, обратившимся в ОМСУ за предоставлением социальной помощи.
Для остальных категорий налогоплательщиков экономическая и социальная эффективность налоговых льгот - последствия введения налоговой льготы, определяемые показателями, отражающими динамику производственных и финансовых результатов деятельности тех категорий налогоплательщиков, которым предоставлена налоговая льгота, и (или) показателями, подтверждающими создание благоприятных условий развития социальной инфраструктуры и бизнеса, повышение социальной защищенности населения, формирование благоприятных условий жизнедеятельности для малообеспеченных граждан и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Экономическая и социальная эффективность для таких налогоплательщиков определяется показателями, характеризующими динамику социально-экономических показателей их деятельности:
увеличение средней заработной платы работников в сфере деятельности, на которую распространяется налоговая льгота;
создание новых рабочих мест в сфере деятельности, на которую распространяется налоговая льгота;
направление средств, высвободившихся в результате предоставления налоговых льгот, в полном объеме на собственное развитие;
улучшение условий труда работников в сфере деятельности, на которую распространяется налоговая льгота;
отчисления высвободившихся средств на социальные проекты, благотворительность, повышение экологической безопасности в расчете на одного работника и др.
4.5. При проведении оценки эффективности налоговых льгот уполномоченным органом используются следующие показатели:
- налогооблагаемая база по налогу на начало и конец отчетного периода;
- ставка налога;
- льготная ставка налога (при предоставлении льготы по пониженной ставке);
- сумма сокращения базы налога (при полном или частичном освобождении базы налога от налога от налогообложения) за истекший период отчетного года;
- сумма начисленных налогов в бюджет поселения;
- сумма уплаченных налогов в бюджет поселения;
- сумма задолженности по уплате налогов в бюджет поселения.
4.6. Оценка эффективности налоговых льгот производится уполномоченным органом в 2 этапа.
4.7. На первом этапе производится инвентаризация предоставленных в соответствии с решениями Совета депутатов Вишневского сельсовета Купинского района Новосибирской области налоговых льгот.
По результатам инвентаризации составляется реестр предоставленных налоговых льгот. Ведение реестра осуществляется по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку. При предоставлении новых налоговых льгот по местным налогам, отмене льгот или изменении содержания льготы в реестр вносятся соответствующие поправки.
4.8. На втором этапе определяются потери (суммы недополученных доходов) бюджета поселения, обусловленные предоставлением налоговых льгот.
4.9. Регулярность проведения оценки эффективности налоговых льгот обеспечивается постоянно действующей системой их мониторинга уполномоченным органом.
5. Применение результатов оценки
эффективности налоговых льгот
5.1. По результатам проведения оценки составляется аналитическая записка Главе Вишневского сельсовета Купинского района Новосибирской области.
5.2. Результаты оценки эффективности налоговых льгот используются для:
- разработки проекта бюджета поселения на очередной финансовый год и плановый период;
- своевременного принятия мер по отмене неэффективных налоговых льгот;
- введения новых видов налоговых льгот.
Приложение 1
к Порядку
проведения оценки эффективности
предоставленных (планируемых к
предоставлению) налоговых льгот
по местным налогам
РЕЕСТР
предоставленных налоговых льгот по состоянию
на "____" ____________ 20___ года
№ п/п
Вид налога
Содержание льготы
Условия предоставления
Категория получателей
Нормативный правовой акт
1
2
3
4
5
6
Приложение 2
к порядку
оценки эффективности
предоставленных (планируемых к
предоставлению) налоговых льгот
по местным налогам
Сводная отчетная форма для оценки потерь бюджета
Менчерепского сельского поселения при использовании
налоговых льгот по состоянию на 1 января 2012 г.
Вид налога ________________________________________________________________
№ п/п
Показатель
Отчетный финансовый год
Текущий финансовый год
Очередной финансовый год
Плановый период (1-й год)
Плановый период (2-й год)
1
2
3
4
5
6
7
1
Налоговая база по налогу за период с начала года, тыс. руб.
2
Размер сокращения налоговой базы по налогу за период с начала года, тыс. руб. (при освобождении от налогообложения части базы налога)
3
Базовая ставка налога, зачисляемого в бюджет Вишневского сельсовета, %
4
Льготная ставка налога, зачисляемого в бюджет Вишневского сельсовета, % (при применении пониженной ставки налога)
5
Сумма потерь бюджета (сумма недополученных доходов) по причине предоставления налоговых льгот, тыс. руб.
Приложение 2
к постановлению
администрации Вишневского сельсовета
от 21.04.2014 № 25
МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ (ПЛАНИРУЕМЫХ К
ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ) НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ПО МЕСТНЫМ НАЛОГАМ
1. Методика расчета потерь бюджета Вишневского сельсовета (далее - Методика).
1.1. Потери бюджета - суммы недополученных доходов в результате предоставления налоговых льгот по местным налогам.
Оценка потерь производится по следующим формулам:
1.1.1. В случае если предоставление налоговой льготы заключается в освобождении от налогообложения части налоговой базы или полном (частичном) освобождении от уплаты налога:
, где:
Спб - сумма потерь бюджета Вишневского сельсовета, которые обусловлены предоставлением налоговых льгот;
Сснб - сумма (размер) сокращения налоговой базы по причине предоставления налоговых льгот (размер налоговой базы, исключенный из налогообложения);
НС - действующая в период предоставления налоговых льгот налоговая ставка.
1.1.2. В случае если предоставление налоговой льготы заключается в обложении налоговой базы (или ее части) по пониженной налоговой ставке:
, где:
Спб - сумма потерь бюджета, которые обусловлены предоставлением налоговых льгот;
БНл - размер налоговой базы, на которую распространяется действие льготной налоговой ставки;
НСб - действующая (предполагаемая) в период предоставления налоговых льгот налоговая ставка;
НСл - льготная налоговая ставка. Результаты оценки потерь бюджета при использовании налоговых льгот и льготировании налоговых ставок оформляются по форме согласно приложению 1 (не приводится) к настоящей Методике.
2. Оценка эффективности налоговых льгот.
2.1. В отношении предоставленных налоговых льгот проводится оценка бюджетной, социальной и экономической эффективности.
2.2. Оценка бюджетной, социальной и экономической эффективности предоставленных налоговых льгот проводится в три этапа:
- первый этап - обобщение информации о налоговых льготах, установленных нормативно-правовыми актами Вишневского сельсовета, оценка потерь бюджета Вишневского сельсовета при предоставлении льгот по местным налогам по категориям получателей льгот и видам разрешенного использования (приложение 1);
- второй этап - расчет коэффициентов эффективности налоговых льгот и их анализ;
- третий этап - расчет дисконтированной эффективности (приложение 2).
2.3. Расчет коэффициентов эффективности налоговых льгот проводится по следующим формулам:
2.3.1. Бюджетная эффективность налоговых льгот:
БэНПО = Ноп / Нпп,
где:
БэНПО - бюджетная эффективность;
Н - сумма исчисленного налога;
оп - отчетный период;
пп - предыдущий отчетный период;
3.3.2. Экономическая эффективность налоговых льгот:
Кээ = Vот / Vпп,
где:
Кээ - коэффициент экономической эффективности;
V - сумма предоставленных налоговых льгот;
от - отчетный период;
пп - предыдущий период.
3.4. Социальная эффективность налоговых льгот, предоставляемых (или планируемых к предоставлению) налогоплательщикам - физическим лицам, признается положительной в случае их предоставления социально незащищенным категориям населения в целях реализации мер социальной поддержки населения.
3.5. Предельные значения коэффициентов эффективности налоговых льгот устанавливаются в размере >= 1 при условии неизменной кадастровой стоимости земельных участков в предыдущий и текущий налоговый периоды. В случае если коэффициент эффективности ниже предельного значения, то сумма предоставленных льгот признается неэффективной и подлежит пересмотру.
3.6. Сумма поступлений налогов и сборов в бюджет поселения определяется из прогноза социально-экономического развития Вишневского сельсовета.
3.7. Для определения дисконтированной эффективности предоставления налоговой льготы проводится сопоставление суммы потерь бюджета со значениями сумм налогов и сборов поступивших в бюджет поселения от налогоплательщиков, получающих льготы.
Результаты оценки рассчитываются и оформляются согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
3.8. Налоговая льгота признается эффективной, если сумма налогов и сборов, поступивших в бюджет поселения от налогоплательщиков, получающих льготы, выше или равна результату оценки потерь бюджета Вишневского сельсовета в связи с предоставлением налоговых льгот и дисконтированная эффективность предоставления льгот имеет положительное значение.
Если сумма эффекта от предоставления льгот по местным налогам меньше суммы предоставленных или планируемых к предоставлению льгот, то налоговая льгота признается неэффективной.
Приложение № 2
к Методике оценки эффективности
предоставленных (планируемых к
предоставлению) налоговых льгот
по местным налогам
Результаты оценки
эффективности предоставления налоговых
льгот по местным налогам
Вид налога ________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Показатели
Плановый период - следующий календарный год
1. Потери бюджета Вишневского сельсовета от предоставления налоговой льготы (Спб), тыс. руб.
2. Сумма поступлений налогов и сборов от налогоплательщиков, получающих льготы, тыс. руб.
3. Эффективность предоставления налоговых льгот (строка 2 - строка 1), тыс. руб.
4. Коэффициент дисконтирования (КД) <*>, %
5. Дисконтированная эффективность предоставления льгот (строка 3 x строка 4), тыс. руб.
--------------------------------
<*> КД = 100 / (100 + СЦБ), где:
СЦБ - действующая на день проведения оценки ставка рефинансирования.
Руководитель Ф.И.О.
подпись
------------------------------------------------------------------