Приказ Минобрнауки Новосибирской области от 25.09.2014 N 2087 "О внесении изменений в ведомственную целевую программу "Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области на 2013 - 2015 годы"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ИННОВАЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 25 сентября 2014 г. № 2087
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ВЕДОМСТВЕННУЮ ЦЕЛЕВУЮ ПРОГРАММУ
"РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2015 ГОДЫ"
С целью перераспределения объемов финансирования в 2014 году на реализацию мероприятий ведомственной целевой программы "Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области на 2013 - 2015 годы", утвержденной приказом министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 04.03.2013 № 618 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области на 2013 - 2015 годы" (далее - Программа), приказываю:
Внести в Программу изменения, изложив ее в прилагаемой редакции.
Временно исполняющий
обязанности министра
В.А.НИКОНОВ
Приложение
к приказу
Минобрнауки
Новосибирской области
от 25.09.2014 № 2087
"Утверждена
приказом
Минобрнауки
Новосибирской области
от 04.03.2013 № 618
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2015 ГОДЫ"
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы
Ведомственная целевая программа развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области на 2013 - 2015 годы (далее - Программа)
Разработчик Программы
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
Руководитель Программы
Министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
Цель и задачи Программы
Цель Программы: обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области на доступное и качественное образование и условий для их успешной социализации.
Задачи Программы:
1. Обеспечение вариативных условий для качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов непосредственно по месту их проживания с развитием моделей инклюзивного и дистанционного обучения.
2. Развитие системы психолого-педагогической, медико-социальной, информационной и научно-методической поддержки общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное образование, обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий.
3. Организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
Исполнители основных мероприятий
- министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области;
- государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области "Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования";
- государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Новосибирской области "Областной центр диагностики и консультирования";
- государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области "Средняя общеобразовательная школа "Областной центр образования"
Объемы финансирования (с расшифровкой по годам и источникам финансирования)
Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета Новосибирской области - 132 092,8 (тыс. руб.),
в том числе:
2013 год - 41 479, 4 тыс. руб.;
2014 год - 49 134,0 тыс. руб.;
2015 год - 41 479,4 тыс. руб.
Важнейшие индикаторы. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, выраженные в соответствующих показателях, поддающихся количественной оценке
Важнейшие индикаторы:
- количество детей с ОВЗ и детей-инвалидов, охваченных инклюзивной и дистанционной формами обучения (в рамках Программы);
- количество общеобразовательных организаций, в которых созданы условия (в рамках Программы) для обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
- численность детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий;
- охват муниципальных районов Новосибирской области деятельностью ППМС-центров;
- охват муниципальных районов и городских округов Новосибирской области деятельностью ППМС-служб сопровождения образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
- численность педагогических работников образовательных организаций, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися и воспитанниками с ОВЗ и детьми-инвалидами в условиях инклюзивного образования.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, выраженные в соответствующих показателях, поддающихся количественной оценке:
- увеличение количества детей с ОВЗ и детей-инвалидов, получающих образование инклюзивно в общеобразовательных организациях по месту жительства, на 100 человек по сравнению с 2012 годом, а также увеличение числа детей с ОВЗ и детей-инвалидов, обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий, на 185 человек по сравнению с 2012 годом;
- увеличение количества образовательных организаций, в которых созданы необходимые условия для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, на 18 организаций по сравнению с 2012 годом;
- за период реализации Программы 1080 педагогических работников образовательных организаций пройдут специальную подготовку в целях повышения квалификации для организации работы с обучающимися и воспитанниками с ОВЗ и детьми-инвалидами в условиях инклюзивного образования
Электронный адрес размещения Программы в сети Интернет
www.minobr.nso.ru
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Описание объекта и сферы деятельности Программы
Объектом Программы является система образования Новосибирской области, перед которой стоит ряд задач по развитию сети образовательных организаций в целях обеспечения прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Новосибирской области на доступное и качественное образование, созданию условий для их успешной социализации, что предполагает повышение качества специального образования, создание требуемой инфраструктуры; обеспечение психолого-педагогической, медико-социальной, финансово-экономической и материально-технической поддержки образовательного процесса.
Сфера действия Программы - социальная.
1.2. Понятия и термины, используемые в Программе
Дети с ОВЗ - дети с ограниченными возможностями здоровья;
ОО - общеобразовательная организация;
ДОУ - дошкольное образовательное учреждение;
ППМСиП-помощь - психолого-педагогическая, медико-социальная и правовая помощь;
ППМС-центр - центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи, созданный в муниципальном районе, оказывающий организационную и методическую помощь участникам образовательного процесса в вопросах организации обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (детям с ОВЗ и детям-инвалидам, их родителям (законным представителям), педагогам образовательных организаций). Специалисты ППМС-центров оказывают помощь по указанным вопросам не только участникам образовательного процесса того муниципального района, на территории которого находится ППМС-центр, но и двух близлежащих муниципальных районов Новосибирской области;
ППМС-служба - служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения образования, созданная в образовательной организации. ППМС-служба образовательной организации оказывает ППМС-помощь участникам образовательного процесса не только образовательной организации, в которой она создается, но и участникам образовательного процесса образовательных организаций на территории школьного округа муниципального образования Новосибирской области;
ПМПК - психолого-медико-педагогическая комиссия, которая осуществляет глубокую диагностику, консультирование детей с ограниченными возможностями здоровья, их родителей (законных представителей), педагогических работников образовательных организаций, обучающих, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, определяет для детей с ОВЗ и детей-инвалидов адекватный образовательный маршрут обучения и воспитания;
ПМПк - психолого-медико-педагогические консилиумы, которые создаются в каждой образовательной организации на территории Новосибирской области с целью оказания ППМС-помощи участникам образовательного процесса внутри образовательной организации.
Система ППМС-сопровождения включает в себя: ППМС-центры, ППМС-службы, ПМПК, ПМПк, создаваемые в образовательном пространстве муниципальных районов и городских округов Новосибирской области;
УМК - учебно-методический комплекс;
ИМЦ - информационно-методический центр;
инклюзивное обучение - совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, посредством создания специальных условий для получения образования лицами с ОВЗ;
дистанционное обучение - обучение детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, с использованием дистанционных образовательных технологий;
ресурсный центр - образовательная организация, достигшая научно обоснованных позитивных педагогических результатов в режиме экспериментальной деятельности, обладающая потенциалом для трансляции инновационного опыта по содержательным направлениям, значимым для развития системы образования Новосибирской области;
лекотека - структурное подразделение образовательной организации, созданное для детей с ОВЗ, которые по состоянию здоровья или развития не могут посещать образовательные организации и нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Специалисты лекотеки разрабатывают и реализуют индивидуальные методики и технологии по коррекции тех или иных психических, психологических и физических ограничений здоровья детей с ОВЗ, осуществляют консультирование их родителей (законных представителей), педагогических работников по вопросам обучения, воспитания и социализации детей с ОВЗ;
стажировочная площадка - временная структура, организованная на базе образовательной организации, активно развивающая инновационную деятельность и осуществляющая повышение квалификации (стажировку) работников региональной системы образования;
вариативная форма образования - в рамках Программы под вариативными формами образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов понимаются инклюзивное и дистанционное обучение;
МОНиИП - министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области;
ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО - государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области "Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования";
ФГБОУ ВПО НГПУ - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Новосибирский государственный педагогический университет";
ГБОУ НСО ОЦДК - государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Новосибирской области "Областной центр диагностики и консультирования";
ГБОУ НСО СОШ ОЦО - государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области "Средняя общеобразовательная школа "Областной центр образования".
2. ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ
Программа разработана на основании распоряжения Губернатора Новосибирской области от 28.12.2009 № 329 "О дополнительных мерах, направленных на поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области".
Деятельность по реализации Программы регламентируется следующими документами:
- приказом департамента образования Новосибирской области от 12.03.2008 № 216 "Об организации деятельности по психолого-педагогическому, медико-социальному и правовому сопровождению образовательного процесса в Новосибирской области";
- постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2009 № 509 "Об уполномоченном органе по организации дистанционного обучения детей-инвалидов Новосибирской области";
- приказом департамента образования Новосибирской области от 23.12.2009 № 1372 "Об организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в Новосибирской области";
- приказом департамента образования Новосибирской области от 02.03.2010 № 340 "О центральной психолого-медико-педагогической комиссии";
- приказом министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 20.07.2011 № 1325 "О формировании базы данных для проведения ежегодного мониторинга состояния системы образования и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, качества деятельности ППМС-службы, ПМПК";
- приказом министерства здравоохранения Новосибирской области, министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 06.09.2011 № 1451/1549 "Об утверждении регламента взаимодействия детской психиатрической службы и психолого-медико-педагогических комиссий";
- приказом министерства социального развития Новосибирской области, министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 26.03.2012 № 202 "Об утверждении порядка взаимодействия органов опеки и попечительства муниципальных районов и городских округов с Центральной психолого-медико-педагогической и территориальными психолого-медико-педагогическими комиссиями по вопросам жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и оказания им психолого-медико-педагогической помощи на территории Новосибирской области";
- приказом министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 29.05.2012 № 1156 "О единой базе учета детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области";
- инструктивным письмом департамента образования Новосибирской области от 18.03.2008 № 961-03-05/30 "О нагрузке, рабочем времени и направлениях деятельности педагогов-психологов в образовательных учреждениях";
- инструктивным письмом департамента образования Новосибирской области от 18.03.2008 № 962-03-05/30 "О необходимости формирования базы данных Службы комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения образования Новосибирской области".
3. ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ ДЕЙСТВИЯ ПРОГРАММЫ
3.1. Краткий анализ состояния сферы действия Программы
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области ведет постоянную работу по формированию, обновлению и совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы сферы образования Новосибирской области, в том числе и в области развития образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов. За последние годы Правительством Новосибирской области утвержден ряд нормативно-правовых документов, направленных на обеспечение доступности и качества образования, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
В 2014 году в Новосибирской области сеть образовательных организаций для всех категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов представлена:
- 31 отдельной организацией, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (в том числе интернатного типа), в которых обучается 3 233 детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
- 144 классами коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения при общеобразовательных организациях с охватом 1 448 детей;
- общеобразовательными организациями, в которых обучается инклюзивно 6 048 детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
- дистанционным обучением охвачено не менее 400 детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
- 247 дошкольными образовательными организациями (ДОО), в которых воспитывается 11 430 детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
В 28% муниципальных районов и городских округов Новосибирской области имеются отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в которых обучаются дети в интернатных условиях с отрывом от семьи, что не может рассматриваться как благоприятные обстоятельства их реабилитации, коррекции, обучения и социализации. В последние годы продолжается процесс отказа родителей от права обучения ребенка в школах-интернатах, что ведет с одной стороны к сокращению детского контингента в этих учреждениях, с другой - к увеличению количества ОУ и ДОУ общего типа, обучающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов инклюзивно. Следует отметить дефицит классов и групп, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, как в городской, так и в сельской местности.
С этой целью в Новосибирской области создается система оказания информационной, организационной, научно-методической и кадровой поддержки тех образовательных организаций и ДОУ, которые развивают вариативные формы образовательных услуг для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
В Новосибирской области реализуются следующие вариативные формы обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов: инклюзивное, дистанционное, надомное обучение. В настоящее время не требуется дополнительных затрат на создание материально-технической базы образовательных учреждений, реализующих инклюзивное и надомное обучение. В области приоритет отдается развитию инклюзивного образования, а также обучению детей с ОВЗ и детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий - как наиболее перспективным, и в то же время ресурсоемким формам обучения (в рамках Программы будет обеспечиваться реализация указанных направлений).
В 2011 - 2012 годах в области была создана и в настоящее время продолжает пополняться сведениями единая база данных и система мониторинга качества в системе образования и ППМС-сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Новосибирской области (далее - база данных). Это помогает принятию своевременных и эффективных управленческих решений.
В рамках реализации государственной программы "Доступная среда на 2011 - 2015 годы" ежегодно заключается соглашение между министерством образования, науки и инновационной политики Российской Федерации и Правительством Новосибирской области о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Новосибирской области на проведение мероприятий по формированию в Новосибирской области сети образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений здоровья. Согласно государственной программе "Доступная среда на 2011 - 2015 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011 № 175 "Об утверждении государственной программы "Доступная среда на 2011 - 2015 годы", по результатам реализации программных мероприятий в регионах Российской Федерации должна быть сформирована сеть общеобразовательных организаций, обеспечивающих возможность обучения детей с ограниченными возможностями непосредственно по месту их проживания. К концу 2015 года количество таких школ на всей территории Российской Федерации планируется довести до не менее чем 20%.
Значительная протяженность территории Новосибирской области с запада на восток обуславливает необходимость оснащения большего, чем 20%, числа общеобразовательных организаций - в целях обеспечения территориальной доступности образовательных организаций для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Кроме того, в Новосибирской области создаются условия для обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов не только с функциональными нарушениями (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата), но и для детей с задержкой психического развития, нарушением интеллекта.
За 2011 - 2012 годы (в рамках реализации ведомственной целевой программы "Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области на 2011 - 2013 годы") 16 общеобразовательных организаций оснащены необходимым оборудованием, обеспечивающим возможность обучения детей с ограниченными возможностями непосредственно по месту их проживания. С учетом анализа динамики количества инклюзивно обучающихся детей с ОВЗ и детей-инвалидов, проводимого специалистами Минобрнауки НСО, а также на основании заявок, поданных органами управления образованием муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, в пределах выделенных бюджетных ассигнований планируется за 2013 - 2015 годы оснастить необходимым специализированным оборудованием еще 18 школ.
На начало реализации Программы в 339 школах были созданы условия, обеспечивающие совместное обучение детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с нарушениями интеллекта и детей, не имеющих нарушений здоровья. Кроме того, в 2011-2012 учебном году 35 общеобразовательных организаций Новосибирской области стали победителями отборочного конкурса на участие в реализации регионального проекта "Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области" в рамках комплекса мер по модернизации общего образования. С 2013 года к участию в проекте подключаются еще 79 общеобразовательных организаций области. В указанных школах, участвующих в реализации проекта, также будут созданы условия для обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов (в дополнение к 339 оснащенным ранее).
Таким образом, к концу 2015 года в 44% общеобразовательных организаций Новосибирской области будут созданы условия, обеспечивающие совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений здоровья (в том числе в 18 общеобразовательных организациях в рамках Программы).
По состоянию на 01.01.2014 в образовательном пространстве Новосибирской области (по сведениям базы данных) зафиксировано 9 312 детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Анализ сложившейся практики совместного обучения детей, не имеющих нарушений здоровья, и детей с ОВЗ, детей-инвалидов показывает, что количество последних в школе варьируется от 1 до 9 человек (в среднем 5 - 6 человек). На конец 2013 года количество детей с ОВЗ и детей-инвалидов, охваченных вариативными формами обучения (инклюзивное, дистанционное), на территории области составляет 6 048 человек (из них 400 обучающихся дистанционно). За период реализации Программы планируется охватить инклюзивным образованием не менее 100 детей с ОВЗ и детей-инвалидов, кроме того, не менее 185 детей будут включены в проект дистанционного обучения.
В образовательном пространстве области создается система комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов, включающая в себя областной центр диагностики и консультирования, областной центр дополнительного образования детей; областной методический центр реабилитационной педагогики; центр развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; областной центр мониторинга образования; областной центр информационных технологий, региональный ресурсный центр дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, на базе ГБОУ НСО "Средняя общеобразовательная школа "Областной центр образования", 31 территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию. Деятельность этих учреждений способствует накоплению продуктивного опыта решения разнообразных задач по обеспечению прав детей с ОВЗ и детей-инвалидов на качественное и доступное образование и их комплексное ППМС-сопровождение на территории области. В 90% образовательных организаций области созданы ППМк.
В рамках создания в области системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения образования за 2011 - 2012 годы министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области велась работа по созданию на территории муниципальных районов Новосибирской области центров ППМС-сопровождения образования - филиалов государственного бюджетного образовательного учреждения Новосибирской области "Областной центр диагностики и консультирования". В настоящее время 2 ППМС-центра, созданных до начала реализации ВЦП "Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области на 2011 - 2013 годы", и 5 созданных в 2011 - 2012 годах (в рамках указанной программы) ППМС-центров активно осуществляют оказание психолого-педагогической и медико-социальной помощи участникам образовательного процесса в муниципальных районах и городских округах Новосибирской области, приближая данную услугу непосредственно к месту проживания и обучения детей с особыми образовательными потребностями. Функционирующие ППМС-центры созданы в кустовом формате с привязкой двух близлежащих муниципальных районов Новосибирской области. С целью максимального охвата населения Новосибирской области услугами ППМС-сопровождения необходимо в 2013 году открыть еще 3 ППМС-центра.
Кроме того, за 2013 - 2015 годы в рамках Программы в 30 школах области (на территории 30 муниципальных образований), участвующих в региональном проекте "Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области", планируется создать сеть ППМС-служб, аккумулирующих опыт обучения, социализации и ППМС-сопровождения детей с ОВЗ, для ретрансляции его в систему образования муниципального района, городского округа Новосибирской области, в котором находится школа. В дальнейшем в остальных муниципальных образованиях Новосибирской области также будут созданы ППМС-службы.
Для оказания психолого-педагогической и социальной помощи детям с ОВЗ, которые по состоянию здоровья или развития не могут посещать образовательные организации и нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а также их родителям (законным представителям) в рамках Программы планируется открытие 1 лекотеки (структурного подразделения образовательной организации) в муниципальном районе или городском округе Новосибирской области. В дальнейшем по итогам анализа пилотного проекта, на основе изучения потребности в оказании помощи детям-инвалидам, не посещающим образовательные организации, а также заявок органов управления образованием планируется, что лекотеки будут открыты и в нескольких других муниципальных образованиях Новосибирской области (перечень образовательных организаций, на базе которых планируется создание лекотек, будет утверждаться приказом Минобрнауки НСО и размещаться на сайте Минобрнауки НСО).
В регионе наблюдается неравномерное распределение специалистов, обеспечивающих и сопровождающих процессы образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, детские психиатры), на фоне общего дефицита кадров в сельских территориях Новосибирской области, что затрудняет организацию инклюзивного и дистанционного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Большинство педагогов, осуществляющих обучение и воспитание детей в ОО и ДОО общего типа или инклюзивно, не имеют специальной педагогической подготовки в области специальной психологии и коррекционной педагогики, остро нуждаются в повышении квалификации и профессиональной переподготовке для эффективной реализации практики инклюзивного обучения детей.
ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО, ФГБОУ ВПО НГПУ и ряд других учреждений реализуют для педагогических работников Новосибирской области программы высшего профессионального образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников в области дефектологии, психологии, специальной психологии, коррекционной педагогики. Необходимо усилить практическую ориентированность этих программ, планировать существенное увеличение объемов образовательных услуг по программам кратковременного повышения квалификации педагогов с разработкой и реализацией таких программ по проблемам инклюзивного и дистанционного образования.
Научно-методическую поддержку педагогических коллективов, осуществляющих инклюзивное, дистанционное, специальное (коррекционное), надомное обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ на территории области, осуществляют кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО, ГБОУ НСО ОЦДК, кафедры психологии ФГБОУ ВПО НГПУ и других вузов г. Новосибирска, муниципальные ППМС-центры, муниципальные ИМЦ. Как показывает анализ обращений специалистов и руководителей ОО и ДОО, области требуется значительное расширение возможностей получения ОО научно-методической помощи (объема оказываемых услуг) и ее более точная ориентация на потребности педагогов. Наиболее актуальными для педагогов становятся проблемы организации вариативных форм образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов (дистанционное, инклюзивное обучение в ОО общего типа): организация образовательного процесса, проектирование индивидуальных учебных планов (индивидуальных образовательных траекторий), методика организации урока в условиях инклюзии. Не менее востребована педагогическими коллективами научно-методическая поддержка по вопросам организации комплексной ППМС-помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам (организация работы ПМПК, школьного ПМПК, школьного и дошкольного консультативного пункта и т.д.).
3.2. Обоснование необходимости решения
существующей проблемы программно-целевым методом
Целесообразность принятия ведомственной целевой программы "Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области на 2013 - 2015 годы" определяется тем, что она позволит обратить особое внимание на вопросы обеспечения условий обучения и социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, а также привлечь дополнительные ресурсы для решения актуальных задач данной сферы.
Решение поставленных задач перед министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области целесообразно в рамках целевой программы, являющейся эффективным инструментом их комплексного решения.
4. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель, задачи и целевые индикаторы Программы представлены в приложении № 1 Программы.
Методика расчета целевых индикаторов
Индикатор 1 - количество детей с ОВЗ и детей-инвалидов, охваченных инклюзивной и дистанционной формами обучения (в рамках Программы).
Фактические значения индикатора определяются как сумма фактически достигнутых показателей:
- по итогам реализации мероприятия 1.2 задачи 1 (количество детей с ОВЗ, обучающихся дистанционно);
- на основании данных отчетности муниципальных органов управления образованием и образовательных организаций, подведомственных Минобрнауки НСО (количество детей с ОВЗ, обучающихся инклюзивно). Плановые значения данного показателя определены на основании экспертных оценок специалистов Минобрнауки НСО, с учетом фактической возможности школ обеспечить необходимые условия инклюзивного обучения, а также с учетом заявительного характера данного вида обучения (прогнозного количества заявлений родителей). В 2012 году инклюзивным обучением было охвачено 80 детей. В 2013 году планируется увеличить данный показатель до уровня 110 человек, в 2014 году - до 140 человек, в 2015 году - до 180 человек.
Индикатор 2 - количество общеобразовательных организаций, в которых созданы условия (в рамках Программы) для обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Фактические значения индикатора определяются по итогам реализации мероприятия 1.4 задачи 1.
Индикатор 3 - численность детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.
Фактические значения индикатора определяются по итогам реализации мероприятия 1.2 задачи 1.
Индикатор 4 - охват муниципальных районов Новосибирской области деятельностью ППМС-центров.
где:
О - охват муниципальных районов Новосибирской области деятельностью ППМС-центров;
№ - количество муниципальных районов Новосибирской области, охваченных деятельностью ППМС-центров (источник данных - единая база учета детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области, положение о которой утверждено приказом Минобрнауки НСО № 1156 от 29.05.2012);
N1 - общее количество муниципальных районов Новосибирской области.
Индикатор 5 - охват муниципальных районов и городских округов Новосибирской области деятельностью ППМС-служб сопровождения образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
где:
О - охват муниципальных районов и городских округов Новосибирской области деятельностью ППМС-служб (источник данных - единая база учета детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области, положение о которой утверждено приказом Минобрнауки НСО № 1156 от 29.05.2012);
№ - количество муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, охваченных деятельностью ППМС-служб;
N1 - общее количество муниципальных районов и городских округов Новосибирской области.
Индикатор 6 - численность педагогических работников образовательных организаций, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися и воспитанниками с ОВЗ и детьми-инвалидами, в условиях инклюзивного образования (источник данных - формы федерального статистического наблюдения, сведения в которые предоставляются органами управления образованием муниципальных районов и городских округов Новосибирской области).
Значения индикатора определяются по итогам реализации мероприятия 3.6 задачи 3.
5. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
Подробная информация о мероприятиях Программы изложена в приложении № 2 к Программе.
6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Финансирование Программы осуществляется в соответствии с:
- постановлением Правительства Новосибирской области от 30.12.2013 № 612-п "Об установлении Порядка предоставления субвенций из областного бюджета Новосибирской области бюджетам муниципальных районов и городских округов Новосибирской области по организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в отдельных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и Порядка расходования субвенций из областного бюджета Новосибирской области бюджетами муниципальных районов и городских округов Новосибирской области по организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в отдельных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
- постановлением Правительства Новосибирской области от 15.09.2014 № 369-п "О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 07.02.2011 № 36-п "О порядке финансирования из областного бюджета Новосибирской области мероприятий, предусмотренных ведомственной целевой программой "Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области на 2013 - 2015 годы";
- приказом министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 03.03.2014 № 498 "Об организации и проведении отбора муниципальных общеобразовательных учреждений для обеспечения службами психолого-педагогического и медико-социального сопровождения образования детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Новосибирской области".
Программа будет реализована через систему планирования, которая включает в себя стратегический и оперативные планы, критерии оценки промежуточных и итоговых результатов, мониторинг состояния системы и качества образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Министерство образования, науки и инновационной политики:
- конкретизирует мероприятия Программы в годовых планах работы министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области и договорах с МОУО;
- разрабатывает технические задания для государственных, подведомственных министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области образовательных организаций (далее - государственные образовательные организации);
- издает приказы о проведении конкурсов в рамках Программы (мероприятия 1.7 задачи 1; 3.5, 3.6 задачи 3), о проведении предметных олимпиад, творческих состязаний и иных мероприятий (пункты 1.8, 1.9 задачи 1);
- заключает соглашения с подведомственными учреждениями о предоставлении субсидий на реализацию мероприятий Программы;
- непосредственно проводит мероприятия Программы;
- в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и постановлением Правительства Новосибирской области от 30.12.2013 № 596-п "О возложении полномочий на государственное казенное учреждение Новосибирской области "Управление контрактной системы", осуществляет закупки в рамках Программы;
- осуществляет контроль за ходом реализации Программы;
- доводит отчеты о ходе реализации Программы до министерства экономического развития Новосибирской области, а также министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области в соответствии с действующими нормативными документами;
- размещает в сети Интернет на своем официальном сайте информацию о ходе и результатах реализации программных мероприятий.
Государственные образовательные организации:
- непосредственно реализуют мероприятия Программы;
- в установленные сроки и по предлагаемым формам доводят отчеты о ходе реализации мероприятий Программы до министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области.
7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В процессе реализации Программы будут созданы необходимые условия для получения доступного и качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами Новосибирской области.
К концу 2015 года:
- численность детей с ОВЗ и детей-инвалидов, получающих образование с использованием инклюзивной и дистанционной форм обучения (в рамках Программы), увеличится на 285 человек (в том числе 185 детей с ОВЗ, обучающихся с использованием дистанционных технологий) по сравнению с 2012 годом, что позволит увеличить процент социально адаптированных в окружающей действительности детей с ОВЗ и детей-инвалидов, а также сократить численность детей с ОВЗ и детей-инвалидов, обучающихся в интернатных условиях, вне семьи;
- увеличение охвата муниципальных районов Новосибирской области деятельностью ППМС-центров до 100% (в 2012 году охват составлял 70%).
Таким образом, образовательные и коррекционно-развивающие услуги, услуги психолого-педагогического и медико-социального сопровождения образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов Новосибирской области будут максимально приближены к месту их проживания;
- увеличение удельного веса муниципальных образований области (муниципальных районов и городских округов), в которых созданы ППМС-службы, до 86% (в 2012 году - 0 %);
- оснащение в рамках Программы 34 образовательных организаций, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений здоровья (в 2012 - 16 школ).
Всего к концу 2015 года в 500 общеобразовательных организациях области (или в 48,5% от общего числа общеобразовательных организаций) будут созданы условия для совместного обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов и обучающихся, не имеющих ограничений здоровья;
- численность педагогических работников образовательных организаций, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися и воспитанниками с ОВЗ и детьми-инвалидами в условиях инклюзивного образования, составит 1 080 человек.
Приложение 1
к приказу
Минобрнауки
Новосибирской области
от 04.03.2013 № 618
Цели и задачи ведомственной целевой программы "Развитие
образования для детей с ограниченными возможностями здоровья
и детей-инвалидов Новосибирской области на 2013 - 2015 годы"
Цель/задачи, требующие решения для достижения цели
Наименование показателя <*>
Единица измерения
Значение весового коэффициента целевого индикатора
Значение целевого индикатора (по годам)
Примечание
2012
2013
2014
2015
Цель:
обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области на доступное и качественное образование и условий для их успешной социализации
Целевой индикатор 1.
Количество детей с ОВЗ и детей-инвалидов, охваченных инклюзивной и дистанционной формами обучения (в рамках Программы)
Человек (нарастающим итогом)
0,2
395 <*>
510
585
680
Значения целевого показателя сформированы на основании показателей, полученных при проведении ежегодного мониторинга состояния системы образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
<*> Справочно
Задача 1.
Обеспечение вариативных условий для качественного образования детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов непосредственно по месту их проживания, с развитием моделей инклюзивного и дистанционного обучения
Целевой индикатор 2.
Количество общеобразовательных организаций, в которых созданы условия (в рамках Программы) для обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Учреждений (нарастающим итогом)
0,2
16
22
28
34
Значения целевого показателя сформированы на основании анализа ежегодных заявок, поданных МО НСО
Целевой индикатор 3. Численность детей с ОВЗ и детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий
Человек (нарастающим итогом)
0,2
315
400
445
500
Значения целевого показателя сформированы на основании показателей, полученных при проведении ежегодного мониторинга состояния системы образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Задача 2.
Развитие системы психолого-медико-педагогической, информационной и научно-методической поддержки общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное и дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
Целевой индикатор 4.
Охват муниципальных районов Новосибирской области деятельностью ППМС-центров
% (нарастающим итогом)
0,15
70
100
100
100
Значения целевого показателя сформированы на основании показателей, полученных при проведении ежегодного мониторинга состояния системы образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Целевой индикатор 5.
Охват муниципальных районов и городских округов Новосибирской области деятельностью ППМС-служб сопровождения образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов
% (нарастающим итогом)
0,15
0
0
43
86
Значения целевого показателя сформированы на основании показателей, полученных при проведении ежегодного мониторинга состояния системы образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Задача 3.
Организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников органов управления образованием, образовательных организаций, иных органов и организаций, занимающихся решением вопросов образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в том числе на базе стажировочных площадок
Целевой индикатор 6. Численность педагогических работников образовательных организаций, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися и воспитанниками с ОВЗ и детьми-инвалидами в условиях инклюзивного образования
Человек (ежегодно)
0,1
140
360
360
360
Значения целевого индикатора сформированы на основании экспертных оценок специалистов Минобрнауки Новосибирской области, а также на основании заявок органов управления образованием муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, образовательных организаций
Приложение 2
к приказу
Минобрнауки
Новосибирской области
от 04.03.2013 № 618
МЕРОПРИЯТИЯ
ведомственной целевой программы "Развитие образования детей
с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
Новосибирской области на 2013 - 2015 годы"
Наименование мероприятия
Наименование показателя
Единица измерения
Значение показателя, в том числе по годам
Ответственный исполнитель
Ожидаемый результат
2013
2014
2015
Итого
Цель - обеспечение прав детей с ОВЗ и детей-инвалидов Новосибирской области на доступное и качественное образование и условий для их успешной социализации
Задача 1. Обеспечение вариативных условий для качественного образования детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов непосредственно по месту их проживания, с развитием моделей инклюзивного и дистанционного обучения
1.1. Приобретение специализированного оборудования и программного обеспечения для организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий
Количество
комплект
4
50
30
84
ГБОУ НСО СОШ ОЦО
Совершенствование организации обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий.
В 2014 году из 50 - 5 комплектов планируется приобрести для замены оборудования, вышедшего из строя.
В 2015 году из 30 - 10 комплектов планируется приобрести для замены оборудования, вышедшего из строя
Стоимость единицы (тыс. руб.)
150,50
132,0
156,6
141,6
Сумма затрат, в том числе: (тыс. руб.)
602,0
6 600,0
4 700,0
11 902,0
федеральный бюджет
-
-
-
-
областной бюджет
602,0
6 600,0
4 700,0
11 902,0
местные бюджеты
-
-
-
-
внебюджетные источники
-
-
-
-
1.2. Оплата услуг доступа детей с ОВЗ и детей-инвалидов и педагогических работников, включенных в образовательный процесс с использованием дистанционных технологий, к сети Интернет
Количество
услуга
535
560
535
1630
ГБОУ НСО СОШ ОЦО
Предоставление детям с ОВЗ и детям-инвалидам и педагогическим работникам доступа к сети Интернет. Количество педагогов в проекте дистанционного образования в 2013 году - 135 чел., в 2014 году - 115 чел., в 2015 году - 35 чел. Количество педагогов к 2015 году уменьшается в связи со снижающейся потребностью в них - по данным Регионального ресурсного центра дистанционного образования
Стоимость единицы (тыс. руб.)
32,89
32,30
25,23
30,2
Сумма затрат (тыс. руб.)
17 598,0
18 090,0
13 500,0
49 188,0
федеральный бюджет
-
-
-
-
областной бюджет
17 598,0
18 090,0
13 500,0
49 188,0
местные бюджеты
-
-
-
-
внебюджетные источники
-
-
-
-
1.3. Подключение новых учебных мест детей с ОВЗ и детей-инвалидов в действующую интернет-сеть для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий
Количество рабочих мест
подключение
85 <*>
45
20
65
ГБОУ НСО СОШ ОЦО
Предоставление доступа для детей с ОВЗ и детей-инвалидов к образовательным ресурсам и организация методической помощи в дистанционном режиме. В данной категории учитываются дети-инвалиды, нуждающиеся в особых условиях обучения (проживающие в сельской местности, требующие использования дополнительных ресурсов).
<*> В 2013 году предоставление доступа для 85 детей будет осуществлено за счет средств ДЦП "Развитие государственных информационных систем информационного общества и формирование электронного правительства Новосибирской области на 2012 - 2016 годы"
Стоимость единицы (тыс. руб.)
33,3
15,4
27,8
Сумма затрат (тыс. руб.)
-
1 500,0
308,0
1 808,0
федеральный бюджет
-
-
-
-
областной бюджет
-
1 500,0
308,0
1 808,0
местные бюджеты
-
-
-
-
внебюджетные источники
-
-
-
-
1.4. Оснащение специализированным оборудованием учреждений, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений здоровья (аппаратно-программные комплексы для детей с нарушением зрения, слуха, специализированная мебель для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата)
Количество комплектов
комплект
6
6
6
18
МОНиИП
Увеличение количества школ (на 18 ед.), в которых создана безбарьерная среда обучения детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях по месту их проживания
Стоимость комплекта
1 000,0
1 177,5
1 325,6
1 167,7
оборудования (тыс. руб.)
Сумма затрат (тыс. руб.)
6 000,0
7 065,0
7 954,0
21 019,0
федеральный бюджет
-
-
-
-
областной бюджет
6 000,0
7 065,0
7 954,0
21 019,0
местные бюджеты
-
-
-
-
внебюджетные источники
-
-
-
-
1.4.1. Погашение кредиторской задолженности по оснащению специализированным оборудованием за предыдущий год
Сумма затрат (тыс. руб.)
460,5
4 935,0
-
5 395,5
МОНиИП
федеральный бюджет
-
-
-
-
областной бюджет
460,5
4 935,0
-
5 395,5
местные бюджеты
-
-
-
-
внебюджетные источники
-
-
-
-
1.5. Приобретение для отдельных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для слепых и слабовидящих детей, тифлофлеш-плееров
Количество штук
штука
-
-
20
20
МОНиИП
Для 20 слепых и слабовидящих детей-инвалидов будут созданы условия для работы с информацией через звуковое сопровождение
Стоимость единицы
(тыс. руб.)
-
-
20,0
20,0
Сумма затрат (тыс. руб.)
-
-
400,0
400,0
федеральный бюджет
-
-
-
-
областной бюджет
-
-
400,0
400,0
местные бюджеты
-
-
-
-
внебюджетные источники
-
-
-
-
1.6. Приобретение оборудования для отдельных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам (фрезерные, столярные станки, электроплиты, кухонные комбайны, оверлоки, швейные машины, пылесосы для сборки стружки и древесной пыли и т.д.), для учебно-производственных и творческих мастерских, лабораторий
Количество комплектов
комплект
4
2
6
12
МОНиИП
В рамках Программы в 12 образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, будут созданы условия для углубленной трудовой подготовки детей с ОВЗ
Стоимость единицы (тыс. руб.)
500,0
500,0
500,0 - 550,0
500,0 - 550,0
Сумма затрат (тыс. руб.)
2 000,0
1 000,0
3 150,0
6 150,0
федеральный бюджет
-
-
-
-
областной бюджет
2 000,0
1 000,0
3 150,0
6 150,0
местные бюджеты
-
-
-
-
внебюджетные источники
-
-
-
-
1.7. Проведение конкурсов проектов муниципальных образований области, активно развивающих модели инклюзивного образования, а также образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий
Количество
конкурс
1
-
1
2
ГБОУ НСО ОЦДК,
ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО,
ГБОУ НСО СОШ ОЦО
Стимулирование специалистов, активно развивающих инклюзивное образование, а также образование с использованием дистанционных образовательных технологий, вручение призов победителям. Оценочно планируемое участие 20 педагогических коллективов ежегодно
Стоимость единицы (тыс. руб.)
300,0
-
300,0
300,0
Сумма затрат (тыс. руб.)
300,0
-
300,0
600,0
федеральный бюджет
-
-
-
-
областной бюджет
300,0
-
300,0
600,0
местные бюджеты
-
-
-
-
внебюджетные источники
-
-
-
-
1.8. Организация и проведение спортивных, творческих, интеллектуальных мероприятий с обучающимися и воспитанниками образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, и общеобразовательных организаций, работающих с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами
Количество
мероприятие
3
3
6
12
МОНиИП во взаимодействии с подведомственными областными государственными учреждениями образования
Обеспечение возможности не менее 50 детям с ОВЗ ежегодно в рамках 1 мероприятия проявить свои знания и умения в различных сферах деятельности
Стоимость единицы (тыс. руб.)
150,0 - 200,0
250,0 - 300,0
150,0 - 200,0
150,0 - 300,0
Сумма затрат (тыс. руб.)
519,5
854,0
1 000,0
2 373,5
федеральный бюджет
-
-
-
-
областной бюджет
519,5
854,0
1 000,0
2 373,5
местные бюджеты
-
-
-
-
внебюджетные источники
-
-
-
-
1.9. Поддержка участия победителей областных интеллектуальных, творческих, спортивных мероприятий для детей с ОВЗ и детей-инвалидов во всероссийских и межрегиональных мероприятиях (по итогам конкурсного отбора)
Количество
человек
-
-
5
5
МОНиИП во взаимодействии с подведомственными областными государственными учреждениями образования
Обеспечение участия с 2015 года не менее 5 детей с ОВЗ во всероссийских, межрегиональных соревнованиях и мероприятиях в целях выявления и поддержки одаренных детей с ОВЗ
Стоимость единицы (тыс. руб.)
-
-
50,0
50,0
Сумма затрат (тыс. руб.)
-
-
250,0
250,0
федеральный бюджет
-
-
-
-
областной бюджет
-
-
250,0
250,0
местные бюджеты
-
-
-
-
внебюджетные источники
-
-
-
-
Итого затрат на решение задачи 1 (тыс. руб.), в том числе:
Сумма затрат (тыс. руб.)
27 480,0
40 044,0
31 652,0
99 086,0
федеральный бюджет
-
-
-
-
областной бюджет
27 480,0
40 044,0
31 562,0
99 086,0
местные бюджеты
-
-
-
-
внебюджетные источники
-
-
-
-
Задача 2. Развитие системы психолого-медико-педагогической, информационной и научно-методической поддержки образовательных организаций, реализующих программы общего и дошкольного образования, осуществляющих инклюзивное и дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
2.1. Проведение ежегодного мониторинга состояния системы образования и сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов, качества деятельности
ППМС-службы, ПМПК
Количество
мониторинг
1
1
1
3
ГБОУ НСО ОЦДК
Возможность ежегодного сравнительного анализа состояния системы образования и сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов, качества деятельности ППМС-службы, ПМПК, ПМПк с целью выявления и устранения проблем в развитии образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов Новосибирской области и принятия решений о направлениях ее актуального развития
Стоимость единицы (тыс. руб.)
60,0
60,0
60,0
60,0
Сумма затрат (тыс. руб.)
60,0
60,0
60,0
180,0
федеральный бюджет
-
-
-
-
областной бюджет
60,0
60,0
60,0
180,0
местные бюджеты
-
-
-
-
внебюджетные источники
-
-
-
-
2.2. Открытие ППМС-центров в муниципальных районах Новосибирской области
Количество
центр
3
-
-
3
ГБОУ НСО ОЦДК
Открытие 3-х ППМС-центров в Сузунском, Купинском, Каргатском муниципальных районах Новосибирской области
Стоимость единицы (тыс. руб.)
2 000,0
2 000,0
Сумма затрат (тыс. руб.)
6 000,0
-
-
6 000,0
федеральный бюджет
-
-
-
-
областной бюджет
6 000,0
-
-
6 000,0
местные бюджеты
-
-
-
-
внебюджетные источники
-
-
-
-
2.3. Разработка примерных программ ППМС-сопровождения образования (по нескольким направлениям - с учетом потребностей детей с ОВЗ) для использования в работе службами ППМС-сопровождения
Количество программ
единица
-
4
4
8
ГБОУ НСО ОЦДК
Обеспечение методическим сопровождением служб ППМС-сопровождения, создаваемых на базе общеобразовательных организаций
Стоимость единицы (тыс. руб.)
-
40,0
40,0
40,0
Сумма затрат (тыс. руб.)
-
160,0
160,0
320,0
федеральный бюджет
-
-
-
-
областной бюджет
-
160,0
160,0
320,0
местные бюджеты
-
-
-
-
внебюджетные источники
-
-
-
-
2.4. Создание служб ППМС-сопровождения в школах муниципальных районов и городских округов Новосибирской области
Количество
единица
-
15
15
30
ГБОУ НСО ОЦДК
Обеспечение базовых общеобразовательных организаций службами ППМС-сопровождения образования детей с ОВЗ
Стоимость единицы (тыс. руб.)
-
400,0
400,0
400
Сумма затрат (тыс. руб.)
-
6 000,0
6 000,0
12 000,0
федеральный бюджет
-
-
-
-
областной бюджет
-
6 000,0
6 000,0
12 000,0
местные бюджеты
-
-
-
-
внебюджетные источники
-
-
-
-
2.5. Выпуск информационно-методических материалов по вопросам обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий для педагогических работников образовательных организаций, родителей детей-инвалидов, обучающихся дистанционно
Количество экземпляров
комплект
890
-
-
890
ГБОУ НСО СОШ ОЦО
Обеспечение педагогических работников образовательных организаций, родителей детей с ОВЗ и детей-инвалидов, обучающихся дистанционно, информационно-методическими материалами. Количество комплектов определено специалистами ГБОУ НСО СОШ ОЦО на основе анализа потребности в них
Стоимость единицы (тыс. руб.)
0,6
-
-
0,6
Сумма затрат (тыс. руб.)
535,4
-
-
535,4
федеральный бюджет
-
-
-
-
областной бюджет
535,4
-
-
535,4
местные бюджеты
-
-
-
-
внебюджетные источники
-
-
-
-
2.6. Оснащение офисной мебелью ресурсных центров, занимающихся проблемами инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов, организуемых на базе общеобразовательных организаций
Количество
комплект
4 <***>
-
2
2 <***>
МОНиИП
Оснащение (в рамках Программы) 2-х ресурсных центров по проблемам инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов, организуемых на базе общеобразовательных организаций, офисной мебелью (1 комплект для 1-го ресурсного центра). Перечень офисной мебели и перечень ресурсных центров утверждаются ежегодным приказом Минобрнауки НСО и размещаются на сайте Минобрнауки НСО.
<***> Оплата кредиторской задолженности (4 комплекта) за 2012 год
Стоимость
единицы
(тыс. руб.)
442,5
-
550,0
488,4
Сумма затрат (тыс. руб.)
1 770,0
-
1 100,0
2 870,0
федеральный бюджет
-
-
-
-
областной бюджет
1 770,0 <***>
-
1 100,0
2 870,0
местные бюджеты
-
-
-
-
внебюджетные источники
-
-
-
-
2.7. Организация и проведение областных конференций по актуальным проблемам обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Количество
мероприятие
1
1
1
3
ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО
Предоставление возможности более 300 педагогическим работникам системы образования Новосибирской области ежегодно обсуждать актуальные вопросы обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов, обмениваться опытом
Стоимость единицы (тыс. руб.)
94,0
90,0
90,0
91,0
Сумма затрат (тыс. руб.)
94,0
90,0
90,0
274,0
федеральный бюджет
-
-
-
-
областной бюджет
94,0
90,0
90,0
274,0
местные бюджеты
-
-
-
-
внебюджетные источники
-
-
-
-
Итого затрат на решение задачи 2 (тыс. руб.)
Итого
8 459,4
6 310,0
7 410,0
22 179,4
федеральный бюджет
-
-
-
-
областной бюджет
8 459,4
6 310,0
7 410,0
22 179,4
местные бюджеты
-
-
-
-
внебюджетные источники
-
-
-
-
Задача 3. Организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников органов управления образованием, образовательных организаций, иных органов и организаций, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
3.1. Ежегодное обучение родителей детей с ОВЗ и детей-инвалидов по вопросам организации образования детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе методическое и организационно-техническое обеспечение указанного обучения
Количество
родители
265
80
95
440
ГБОУ НСО СОШ ОЦО
Предоставление возможности обучения родителей начальным навыкам работы с компьютером:
в 2014 году - для 45 родителей,
в 2015 году - для 20 родителей <*>.
Предоставление возможности повышения квалификации родителей с целью освоения новых образовательных ресурсов:
в 2014 году - для 35 родителей,
в 2015 году - для 75 родителей <**>.
<*> Учитывается количество родителей детей-инвалидов, впервые вовлекаемых в процесс дистанционного обучения.
<**> Учитывается количество родителей детей-инвалидов, перешедших с одной ступени обучения на другую (из 4 класса в 5-й, из 9-го в 10-й), и детей-инвалидов, начавших изучение нового предмета в дистанционной форме
Стоимость единицы
(тыс. руб.)
7,9
1,8 - 2,4
1,8 - 2,4
5,6
Сумма затрат (тыс. руб.)
2 090,0
150,4
227,4
2 467,8
федеральный бюджет
-
-
-
-
областной бюджет
2 090,0
150,4
227,4
2 467,8
местные бюджеты
-
-
-
-
внебюджетные источники
-
-
-
-
3.2. Обучение педагогических работников по вопросам организации образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе методическое и организационно-техническое обеспечение указанного обучения
Количество
педагогические работники
100
114
-
214
ГБОУ НСО СОШ ОЦО
Предоставление возможности повышения квалификации педагогических работников, родителей по вопросам обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, повышение уровня знаний детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Стоимость единицы (тыс. руб.)
10,1
3,04
-
6,35
Сумма затрат (тыс. руб.)
1 010,0
349,6
-
1 359,6
федеральный бюджет
-
-
-
-
областной бюджет
1 010,0
349,6
-
1 359,6
местные бюджеты
-
-
-
-
внебюджетные источники
-
-
-
-
3.3. Разработка программ постоянно действующих курсов повышения квалификации и профессионального мастерства для специалистов ПМПК и ППМСЦ
Количество
программа
2
-
-
2
ГБОУ НСО ОЦДК
Ежегодное повышение квалификации и профессионального мастерства специалистов ПМПК и ППМС-центров посредством разработки 2 программ курсов
Стоимость единицы (тыс. руб.)
80,0
-
-
80,0
Сумма затрат (тыс. руб.)
160,0
-
-
160,0
федеральный бюджет
-
-
-
-
областной бюджет
160,0
-
-
160,0
местные бюджеты
-
-
-
-
внебюджетные источники
-
-
-
-
3.4. Разработка УМК, методических рекомендаций для образовательных организаций, обучающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов инклюзивно, дистанционно, надомно
Количество
методические разработки
2
2
2
6
ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО, ГБОУ НСО ОЦДК
Обеспечение специалистов общеобразовательных организаций и ДОУ УМК методическими рекомендациями по вопросам образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Стоимость единицы (тыс. руб.)
100,0
100,0
100,0
100,0
Сумма затрат (тыс. руб.)
200,0
200,0
200,0
600,0
федеральный бюджет
-
-
-
-
областной бюджет
200,0
200,0
200,0
600,0
местные бюджеты
-
-
-
-
внебюджетные источники
-
-
-
-
3.5. Проведение региональных конкурсов "Учитель года в сфере инклюзивного, дистанционного, специального (коррекционного) образования" и "Воспитатель года" в сфере инклюзивного и дистанционного образования детей по адаптированным основным общеобразовательным программам
Количество
конкурс
2
2
2
6
ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО, ГБОУ НСО ОЦДК, ГБОУ НСО СОШ ОЦО
Поощрение лучших педагогических работников, успешно реализующих инклюзивное и дистанционное образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Оценочно планируемое участие 50 педагогических работников
Стоимость единицы (тыс. руб.)
300,0
300,0
300,0
300,0
Сумма затрат (тыс. руб.)
600,0
600,0
600,0
1 800,0
федеральный бюджет
-
-
-
-
областной бюджет
600,0
600,0
600,0
1 800,0
местные бюджеты
-
-
-
-
внебюджетные источники
-
-
-
-
3.6. Проведение конкурса учебно-методических комплексов по инклюзивному образованию, а также образованию детей с ОВЗ и детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий, разработанных коллективами или педагогами образовательных учреждений
Количество
конкурс
1
1
1
3
ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО
Поощрение лучших педагогов и педагогических коллективов, разрабатывающих учебно-методические комплексы по вопросам образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Оценочно планируемое участие 20 педагогических работников
Стоимость
единицы (тыс. руб.)
300,0
300,0
300,0
300,0
Сумма затрат (тыс. руб.)
300,0
300,0
300,0
900,0
федеральный бюджет
-
-
-
-
областной бюджет
300,0
300,0
300,0
900,0
местные бюджеты
-
-
-
-
внебюджетные источники
-
-
-
-
3.7. Повышение квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений общего и дошкольного образования, специалистов органов управления образованием муниципальных районов и городских округов Новосибирской области по вопросам образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в том числе на стажировочных площадках
Количество
человек
360
360
360
1 080
ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО, ГБОУ НСО ОЦДК
Ежегодное повышение квалификации специалистов по вопросам образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов Новосибирской области
Стоимость единицы (тыс. руб.)
3,0 - 4,0
3,0 - 4,0
3,0 - 4,0
3,0 - 4,0
Сумма затрат (тыс. руб.)
1 180,0
1 180,0
1 180,0
3 540,0
федеральный бюджет
-
-
-
-
областной бюджет
1 180,0
1 180,0
1 180,0
3 540,0
местные бюджеты
-
-
-
-
внебюджетные источники
-
-
-
-
Итого затрат на решение задачи 3 (тыс. руб.)
Итого
5 540,
2 780,0
2 507,4
10 827,4
федеральный бюджет
-
-
-
-
областной бюджет
5 540,0
2 780,0
2 507,4
10 827,4
местные бюджеты
-
-
-
-
внебюджетные источники
-
-
-
-
Итого затрат на решение цели (тыс. руб.)
Итого
41 479,4
49 134,0
41 479,4
132 092,8
федеральный бюджет
-
-
-
-
областной бюджет
41 479,4
49 134,0
41 479,4
132 092,8
местные бюджеты
-
-
-
-
внебюджетные источники
-
-
-
-
".
------------------------------------------------------------------