По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Новосибирского областного суда от 14.10.2014 по делу N 3-61/2014 <О признании недействующим подпункта 2 пункта 6 Положения о предоставлении субсидий молодым учителям при ипотечном жилищном кредитовании, утв. постановлением Правительства Новосибирской области от 06.08.2012 N 368-п>



НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 октября 2014 г. по делу № 3-61/2014

Новосибирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Пилипенко Е.А.
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием прокурора отдела прокуратуры Новосибирской области Козловой Марины Витальевны, представителя Правительства Новосибирской области и Губернатора Новосибирской области Г. гражданское дело по заявлению прокурора Новосибирской области о признании противоречащим федеральному закону и недействующим подпункта 2 пункта 6 Положения о предоставлении субсидий молодым учителям при ипотечном жилищном кредитовании, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 06 августа 2012 года № 368-п,

установил:

Прокурор Новосибирской области обратился в суд с заявлением к Правительству Новосибирской области, Губернатору Новосибирской области о признании подпункта 2 пункта 6 Положения о предоставлении субсидий молодым учителям при ипотечном жилищном кредитовании, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 06 августа 2012 года № 368-п, противоречащим части 3 статьи 1 Жилищного кодекса РФ по тем основаниям, что оспариваемое Положение устанавливает не предусмотренное федеральным законодательством условие реализации молодыми учителями права на жилище путем предоставление субсидий - отсутствие взысканий по выполнению профессиональных обязанностей по основному месту работы. Как указал прокурор, в этом случае отказ в предоставлении субсидии является недопустимым дополнительным негативным последствием для гражданина, совершившего дисциплинарный проступок и привлеченного в связи с этим к дисциплинарной ответственности.
В судебном заседании представитель заявителя Козлова М.В. поддержала заявленные требования и дополнительно пояснила, что оспариваемое условие является дискриминационным, так как нарушает установленный частью 2 статьи 19 Конституции РФ принцип равенства всех граждан.
Представитель Правительства Новосибирской области и Губернатора Новосибирской области Г. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала и полагала, что оспариваемый нормативный акт принят в пределах полномочий субъекта Российской Федерации в полном соответствии с действующим законодательством, ничьих прав на улучшение жилищных условий в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, не нарушает, поскольку устанавливает дополнительные гарантии молодым учителям. Федеральным законодательством не предусмотрены специальные меры государственной поддержки в области прав на жилище за счет бюджетных средств субъекта Российской Федерации для всех молодых учителей. Положения части 3 статьи 1 Жилищного кодекса РФ соответствующего права молодых учителей также не содержат, а иного нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, устанавливающего императивную обязанность субъекта Российской Федерации по принятию указанного расходного обязательства и условий предоставления субсидий на данные цели, которому могли бы противоречить оспариваемые нормы, не имеется.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора Новосибирской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1177 "О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат в связи с предоставлением учителям общеобразовательных учреждений ипотечного кредита (займа)" утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат в связи с предоставлением учителям общеобразовательных учреждений ипотечного кредита (займа).
Указанные Правила определяют порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат в связи с предоставлением учителям общеобразовательных учреждений ипотечного кредита (займа) (пункт 1).
Как следует из положений пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат в связи с предоставлением учителям общеобразовательных учреждений ипотечного кредита (займа) (далее - Правила), субсидия предоставляется на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с субсидированием в полном объеме первоначального взноса ипотечного кредита (займа), предоставленного молодым, в возрасте до 35 лет, учителям государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее соответственно - ипотечный кредит (заем), молодые учителя), но не более 20 процентов от установленной договором приобретения стоимости жилого помещения или объекта долевого строительства (далее - стоимость приобретаемого жилья). Заем выдается организацией, осуществляющей предоставление займа по договору займа, исполнение обязательств по которому обеспечено ипотекой.
В соответствии с пунктом 3 Правил, субсидия предоставляется бюджету субъекта Российской Федерации, принявшего в установленном порядке закон и (или) иной нормативный правовой акт, устанавливающий расходное обязательство субъекта Российской Федерации по финансовому обеспечению мероприятий, связанных с субсидированием в полном объеме первоначального взноса по ипотечным кредитам (займам), но не более 20 процентов от стоимости приобретаемого жилья (далее - расходное обязательство субъекта Российской Федерации).
При этом, одним из обязательных условий предоставления субсидии является наличие в субъекте Российской Федерации утвержденной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации программы ипотечного кредитования (займа) молодых учителей с уровнем процентной ставки не более 8,5 процента годовых.
В соответствии с данными Правилами, постановлением Правительства Новосибирской области от 6 августа 2012 г. № 368-п "О предоставлении субсидий молодым учителям при ипотечном жилищном кредитовании" утверждено Положение о предоставлении субсидий молодым учителям при ипотечном жилищном кредитовании.
Указанное Положение определяет условия, порядок предоставления и размеры субсидий, предоставляемых учителям государственных образовательных учреждений Новосибирской области и муниципальных образовательных учреждений, расположенных на территории Новосибирской области, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, являющимся гражданами Российской Федерации, проживающим на территории Новосибирской области, в возрасте до 35 лет, нуждающимся в улучшении жилищных условий (далее - молодые учителя), при ипотечном жилищном кредитовании (далее - субсидии) (пункт 1).
В соответствии с пунктом 2 Положения о предоставлении субсидий молодым учителям при ипотечном жилищном кредитовании предоставление субсидий осуществляется в пределах средств, утвержденных на эти цели законом об областном бюджете на текущий финансовый год и установленных долгосрочной целевой программой "Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области на 2011 - 2015 годы".
В пункте 6 Положения о предоставлении субсидий молодым учителям при ипотечном жилищном кредитовании предусмотрено, что молодые учителя имеют право на включение в сводный список молодых учителей - претендентов на получение субсидий при ипотечном жилищном кредитовании (далее - сводный список претендентов) при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие стажа педагогической работы по основному месту работы в общеобразовательном учреждении, находящемся на территории Новосибирской области, не менее одного года;
2) отсутствие взысканий по выполнению профессиональных обязанностей по основному месту работы;
3) нуждающиеся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего Положения под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий либо имеющие основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации;
4) гражданин или супруг (супруга) гражданина ранее не улучшали свои жилищные условия с помощью бюджетных средств (за исключением средств материнского (семейного) капитала).
Данное постановление опубликовано на официальном сайте Правительства Новосибирской области 06 августа 2012 года, в газете Советская Сибирь № 152 от 21 августа 2012 года.
В силу статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Однако реализация данного полномочия должна осуществляться с соблюдением всех норм и правовых принципов, закрепленных в действующем законодательстве, в частности, не допускается установление дискриминационных и произвольных критериев определения круга лиц, которым может быть предоставлена субсидия.
Довод представителя Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области о наличии у Губернатора правомочий самостоятельно определять условия предоставления субсидии не может быть принят судом, поскольку фактически оспариваемым положением - отсутствие у молодого учителя взысканий по выполнению профессиональных обязанностей по основному месту работы была определена отдельная категория граждан из числа молодых учителей, которым может быть предоставлена субсидия. В то время как отнесение тех или иных групп лиц к какой-либо категории определяется по наличию сущностных признаков этой категории граждан, а не произвольно выбранных и истолкованных критериев.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно выраженной им в своих решениях (постановление Конституционного суда Российской Федерации от 15 марта 2005 г. № 3-П, определения Конституционного суда Российской Федерации от 3 октября 2002 г. № 233-О, от 5 июня 2014 г. № 1212-О) принцип равенства всех перед законом гарантирует равные права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории. Установление различных норм возможно лишь в отношении лиц, относящихся к другим категориям, при этом необходимо, чтобы различия между теми или иными категориями лиц являлись достаточными для того, чтобы предусмотреть для них различное правовое регулирование.
Различие между отдельными группами молодых учителей по критерию отсутствия у них дисциплинарных взысканий не может быть признано достаточным для установления различий в наличии возможности улучшить жилищные условия путем получения соответствующей субсидии, поскольку сущностные критерии - работа в государственных образовательных учреждениях Новосибирской области и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных на территории Новосибирской области, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в качестве учителя, не достижение возраста 35 лет и нуждаемость в улучшении жилищных условий были определены исходя из целей принятия постановления Правительства Новосибирской области от 6 августа 2012 г. № 368-п "О предоставлении субсидий молодым учителям при ипотечном жилищном кредитовании" - создание условий для повышения доступности жилья для учителей общеобразовательных учреждений в Новосибирской области.
Указанное постановление регулирует жилищные правоотношения между гражданином и государством. В то время как вопросы нарушения трудовой дисциплины регулируются трудовым законодательством (статья 192 Трудового кодекса РФ) и отражают характер взаимодействия между работником и работодателем, а потому привлечение к дисциплинарной ответственности не может порождать правовых последствий вне рамок трудовых отношений.
Следовательно, в силу различного предмета правового регулирования данных отношений, предоставление субсидий молодым учителям для улучшения жилищных условий не может быть поставлено в зависимость от исполнения ими трудовых обязанностей.
При этом, полномочия органа государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению субсидий на улучшение жилищных условий во всех случаях могут быть реализованы только в соответствии с действующим законодательством и при неукоснительном соблюдении норм и принципов федерального законодательства, конституционных предписаний (статья 15 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Исходя из положений части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, по смыслу которой, равенство всех перед законом и судом означает, не что иное, как одинаковый подход, правовое равенство при решении вопроса о правах граждан, а также об условиях реализации приобретенных прав, одинаковое позитивное действие системы законодательства, оспариваемое условие - отсутствие взысканий по выполнению профессиональных обязанностей по основному месту работы является дискриминационным.
Как установлено частью 3 статьи 1 Жилищного кодекса РФ, жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Следовательно, оспариваемый подпункт 2 пункта 6 Положения о предоставлении субсидий молодым учителям при ипотечном жилищном кредитовании, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 06 августа 2012 года № 368-п, противоречит части 3 статьи 1 Жилищного кодекса РФ, поскольку устанавливает не предусмотренные действующим законодательством условие реализации права на жилищные и нарушает принцип равноправия, а потому принят Правительством Новосибирской области за пределами предоставленной ему компетенции.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части.
Учитывая, что оспариваемая норма постановления Правительства Новосибирской области не соответствует требованиям федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу, суд приходит к выводу о необходимости признания ее недействующей, с момента вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление прокурора Новосибирской области удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим подпункт 2 пункта 6 Положения о предоставлении субсидий молодым учителям при ипотечном жилищном кредитовании, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 06 августа 2012 года № 368-п.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 20 октября 2014 года.

Судья
Новосибирского областного суда
Е.А.ПИЛИПЕНКО

Решение вступило в законную силу 28 января 2015 года.


------------------------------------------------------------------